ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 12 декабря 2013 г. N 2754р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "ИНСТРУКЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПЕРЕХОДНЫХ УЧАСТКОВ НА ПОДХОДАХ К ИСКУССТВЕННЫМ СООРУЖЕНИЯМ ДЛЯ УЧАСТКОВ СКОРОСТНОГО СОВМЕЩЕННОГО ДВИЖЕНИЯ"

В целях снижения расстройств пути в зонах примыкания пути на земляном полотне к искусственным сооружениям на участках скоростного совмещенного движения поездов:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 февраля 2014 г. прилагаемую "Инструкцию по применению конструктивно-технологических решений переходных участков на подходах к искусственным сооружениям для участков скоростного совмещенного движения" (далее - Инструкция).
2. Начальникам территориальных дирекций инфраструктуры, начальникам территориальных дирекций по ремонту пути, руководителям причастных филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД":
а) обеспечить в установленном порядке изучение прилагаемой Инструкции причастными работниками и ее использование в работе;
б) при разработке проектов реконструкции искусственных сооружений, реконструкции (модернизации) железнодорожного пути обеспечить применение конструктивно-технологических решений переходных участков на подходах к искусственным сооружениям для участков скоростного совмещенного движения.

 

Вице-президент ОАО "РЖД"
А.В.Целько

 

 

Утверждена
распоряжением ОАО "РЖД"
от 12.12.2013 г. N 2754р

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПЕРЕХОДНЫХ УЧАСТКОВ НА ПОДХОДАХ К ИСКУССТВЕННЫМ СООРУЖЕНИЯМ ДЛЯ УЧАСТКОВ СКОРОСТНОГО СОВМЕЩЕННОГО ДВИЖЕНИЯ

Инструкция разработана Научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ОАО "ВНИИЖТ").

1. Общие положения для проектирования переходных участков на подходах к искусственным сооружениям

1.1. При реконструкции (модернизации) линий для организации скоростного движения поездов должны быть ликвидированы все "барьерные" места, которые могут служить источником повышенных расстройств пути и возможных ограничений скорости движения поездов.
Одним из таких объектов являются зоны примыкания пути на земляном полотне к искусственным сооружениям. Путь на искусственных сооружениях достаточно стабилен и не имеет осадок, в то время как путь на земляном полотне имеет осадку. За год величина осадок может составлять 5-10 мм в зависимости от грузонапряженности линии. Многолетний опыт эксплуатации железнодорожных инженерных сооружений в нашей стране и за рубежом показывает, что перед и за искусственными сооружениями образуются длинные неровности, так называемые "предмостовые ямы", т.е. происходит прогрессирующее во времени накопление остаточных деформаций. По мере накопления остаточных деформаций увеличивается динамическое воздействие подвижного состава на верхнее строение пути и основную площадку земляного полотна, что, в свою очередь, приводит к увеличению интенсивности накопления остаточных деформаций.
С целью снижения таких явлений необходимо усиление пути на земляном полотне в зоне подхода к искусственным сооружениям.
Настоящая инструкция предназначена для работников проектных институтов, служб пути, путевых машинных станций, инженерно-геологических баз, центров диагностики, путеобследовательских станций и дистанций пути при подготовке железных дорог к введению скоростного движения пассажирских поездов до 200 км/ч при усилении искусственных сооружений (мосты, тоннели).
Конструкции усиления зоны подхода к искусственным сооружениям могут быть использованы на линиях с обращением поездов с повышенными осевыми нагрузками и повышенной грузонапряженностью.
Инструкция содержит варианты конструкционно-технологических решений. Подробно конструкционные решения изложены в "Альбоме типизированных решений по устройству переходных участков к мостам и тоннелям".
1.2. При введении скоростного движения усиления переходных участков производят перед всеми искусственными сооружениями с безбалластной конструкцией пути и с ездой на балласте, если длина искусственного сооружения превышает 25 м.
1.3. Работы по усилению пути на подходах должны проектироваться и выполняться в комплексе с реконструкцией (модернизацией), капитальным или усиленным средним ремонтами пути и реконструкцией инженерных сооружений.
1.4. В качестве исходных данных для проектирования усиления необходимо учитывать:
- результаты эксплуатационных наблюдений;
- характеристику земляного полотна на подходах (примыкании) к искусственному сооружению;
- конструкцию устоя и верхнего строения пути на искусственном сооружении.
1.5. Для земляного полотна устанавливают следующие показатели:
- ширину междупутья на протяжении 50 м от задних граней устоя, раздельное или совмещенное земляное полотно на примыкании;
- вид земляного полотна;
- размер в плане от оси пути до бровки земляного полотна в уровне проектного положения подошвы балластной призмы и ширина обочины на указанном выше протяжении;
- крутизна откосов дифференцированно по высоте насыпи и указанному выше протяжению;
- характер залегания грунтов в насыпи и основании;
- вид залегающих грунтов, их состав и состояние, гидрогеологические условия;
- характеристика элементов земляного полотна (построечной основной площадки, обочин, откосов).
1.6. Длина переходного участка определяется для каждого конкретного места, в зависимости от протяженности фактической зоны повышенного расстройства пути на примыкании к искусственным сооружениям. Длина переходного участка должна быть не менее 25 м.
1.7. При проектировании конструкций переходного участка должно предусматриваться:
- создание условий невозможности бокового расширения щебеночного балласта;
- обеспечение нормативных значений толщины балластной призмы и ширины обочин;
- предохранение балластного слоя и основной площадки земляного полотна от переувлажнения.
1.8. Основание для укладки переходных конструкций должно быть спланировано с уклоном в полевую сторону 0,04. На подготовленную площадку укладывается нетканый материал с выпуском боковых частей до продольного дренажа или на откос земляного полотна.
1.9. Стенки железобетонных бездонных коробов с обеих сторон по всей плоскости покрываются гидроизоляцией. Металлические стержни арматурного каркаса покрываются полимерным материалом.
1.10. Все варианты конструкции должны иметь дренаж у шкафной стенки устоев для отвода воды от грунтов земляного полотна.

2. Варианты конструкционных решений

2.1. Конструкция участка переходного пути из железобетонных бездонных коробов.
Конструкция участка переходного пути из железобетонных бездонных коробов, заполненных щебнем, представлена на рисунке 1.

См. рисунок 1

Она предназначена для укладки на подходах к искусственным сооружениям с безбалластной конструкцией пути.
Конструкция за счет наличия боковых стенок (бортов) обеспечивает резкое сокращение интенсивности накопления осадок балласта за счет предотвращения его бокового расползания. Плавность изменения жесткости достигается применением коробов разной высоты по длине переходного участка (с постепенным изменением высоты коробов от 1,5 м у устоя моста до 0,8 м в месте сопряжения с обычным путем). Поскольку разновысокие короба засыпаются щебнем, то получаемая таким образом разная мощность балластного слоя и создает плавное изменение жесткости на переходном участке пути. Короба устанавливаются в один ряд вдоль пути.
2.2. Конструкция участка переходного пути с заменой грунтов верхней части насыпи на щебень, укладываемый между слоями геосеток, представлена на рисунке 2.

См. рисунок 2

В этой конструкции для замены грунта верхней части насыпи используется щебень фракции 25 - 60 мм, который укладывается с уплотнением слоями толщиной 20 см между геосетками.
Для усиления используется геосетка, имеющая прочность на разрыв в обоих направлениях 80 кН/м и размер ячейки 50x50 мм.
Конструкция предназначена для укладки на подходах к искусственным сооружениям, как с балластной конструкцией, так и с безбалластной.
2.3. Конструкция участка переходного пути из металлического объемного армированного каркаса.
Конструкция, представленная на рисунке 3, предназначена для укладки на подходах к искусственным сооружениям с балластной конструкцией пути. Она состоит из объемных решетчатых блоков размером 400x80x15 см, сваренных из арматурных стержней толщиной 10 мм. Размер ячеек в арматурном каркасе 20x20x15 см.

См. рисунок 3

Конструкция может укладываться в путь без снятия рельсо-шпальной решетки при работе щебнеочистительной машины. Блоки арматурного каркаса укладываются в путь в свободной от балласта зоне между баровой цепью и бункером возврата очищенного щебня в путь.
2.4. Конструкция участка переходного пути из одного слоя объемной георешетки.
Конструкция предназначена для укладки на подходах к искусственным сооружениям с ездой на балласте и представлена на рисунке 4.

См. рисунок 4

Объемная георешетка (шириной 4,2 м и высотой 20 см) заполняется щебеночно-гравийно-песчаной смесью по ТУ-5711-284-01124323-2012 с последующим уплотнением.
2.5. Комбинированная конструкция переходного пути из железобетонных бездонных коробов и объемной георешетки.
Конструкция предназначена для укладки на подходах к искусственным сооружениям, имеющим как балластную, так и безбалластную конструкцию пути. Эта конструкция представлена на рисунке 5.

См. рисунок 5

Бездонные короба размером 3,0x2,0x0,5 м устанавливают по длине пути в количестве от 1-го до 3-х у искусственного сооружения на длине от 3 до 9,0 м в два ряда. Короба, расположенные в полевую сторону пути (откосной части земляного полотна) имеют бортики высотой 20 см, препятствующие расползанию щебня балластной призмы.
Короба, расположенные в сторону междупутья устанавливаются без бортиков.
Короба заполняются щебнем фракции 25 - 60 мм, который уплотняется. Объемная георешетка по п. 2.4 укладывается сразу за коробами по всей оставшейся длине переходного участка с заполнением ячеек щебеночно-гравийно-песчаной смесью по ТУ-5711-284-01124323-2012, которые затем уплотняются. Укладка объемной георешетки должна производиться таким образом, чтобы ее верхняя часть совпадала с верхней частью коробов.
2.6. Конструкция участка переходного пути с применением контррельсов.
Конструкция предназначена для укладки на подходах к тоннелям, имеющим безбалластный путь LVT (Low Vibration Track). Она представлена на рисунке 7.

См. рисунок 7

 

Укладка контррельсов на участке балластного пути производится на специальные шпалы ШЗ-ДП с прикреплением упругими клеммами или клеммами КБ. Длина участка составляет 10-12 м. На участке безбалластного пути контррельсы укладываются на подкладки увеличенной толщины. Рельс прикреплен к подкладке упругой клеммой или клеммой КБ. Подкладки прикреплены к путевому бетону анкерными болтами.
Длина участка составляет 4-6 м.
Торцы контррельсов должны быть прикрыты специальными брусьями.

3. Распределение жесткости пути на подходах к искусственным сооружениям

Для обеспечения благоприятных условий при въезде и съезде с мостов необходимо обеспечивать соотношение жесткостей пути на искусственных сооружениях и подходах к ним более чем в 2 раза. Для безбалластного мостового полотна этому критерию удовлетворяют конструкции переходных участков, усиленные железобетонными коробами, двухслойной объемной георешеткой или плоской геосеткой не менее 5 слоев. Применение бездонных железобетонных коробов является весьма эффективным в сочетании с объемной георешеткой.
Для балластной конструкции пути на искусственных сооружениях следует использовать конструкции усиления из одного слоя объемной георешетки или металлический каркас.
На рисунке 8 представлены распределения модулей деформации (Е) на подходах к искусственным сооружениям по длине пути в зависимости от конструкции усиления.

См. рисунок 8

4. Безопасность движения поездов

4.1. Работы на пути и сооружениях должны выполняться под руководством должностных лиц согласно п. 3.5 "Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 29.12.2012 г. N 2790р. Руководитель работ обеспечивает постоянный контроль за соблюдением правил производства работ и несет ответственность за безопасность движения поездов.
4.2. При производстве путевых работ на участках, оборудованных автоблокировкой и электрической централизацией или другими устройствами, включенными в зависимость с сигналами (рельсовые цепи, ПОНАБ, ДИСК, САУТ, УКСПС, КГУ и др.) руководитель работ должен контролировать правильность применения работниками приемов труда с целью исключения возможности разрыва или закорачивания цепи и последующего перекрытия сигнала. Такие работы должны согласовываться с дистанцией сигнализации и связи.
4.3. При производстве работ на электрифицированных участках руководитель работ должен принимать меры, обеспечивающие сохранность от повреждений контактной подвески, воздушных линий и опор контактной сети. Работы на таких участках должны согласовываться с дистанцией электроснабжения или районом контактной сети.
4.4. Места производства работ, вызывающие нарушение целостности или прочности и устойчивости пути и сооружений, а также препятствия на пути или около него в пределах габарита приближения строений, должны ограждаться соответствующими переносными сигналами и сигнальными знаками установленного типа в соответствии с требованиями "Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", утверженной министерством транспорта от 21.12.2010 г. распоряжением N 286 п.п. 42, 43 и "Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации" приложением N 7 к "Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" - утвержденным министерством транспорта 27.03.2012 г. распоряжением N 82 п.п. 40, 41, 43.
4.5. Перед производством работ, ограждаемых сигналами остановки или уменьшения скорости поездам должны выдаваться предупреждения. Порядок выдачи предупреждений должен соответствовать требованиям "Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 29.12.2012 г. N 2790р.
4.6. Закрытие перегона для выполнения работ производится на основании телеграфного распоряжения зам. начальника или начальника железной дороги. В телеграмме указывается время, на которое согласовано закрытие перегона или отдельного пути, фамилия лица, осуществляющего единое руководство этими работами. В день производства работ закрытие и открытие перегона оформляется приказом поездного диспетчера. Порядок действия руководителя работ и поездного диспетчера должен соответствовать требованиям, изложенным в п.п. 3.5-3.8 "Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 29.12.2012 г. N 2790р  и "Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации" утвержденной министерством транспорта 04.06.2012 г. распоряжением N 162 приложение 8 к "Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", утвержденной министерством транспорта от 21.12.2010 г. распоряжением N 286 п.п. 3, 4, 7, 10, 14, 15.
4.7. К времени окончания установленного перерыва в движении поездов работы по ремонту должны быть полностью закончены, путь, сооружения и устройства приведены в состояние, обеспечивающее безопасное движение поездов в соответствии с требованиями п.п. 3.16, 3.17 "Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 29.12.2012 г. N 2790р.
4.8. Отправление рабочих поездов, машин и агрегатов с перегона производится по указанию руководителя работ, предварительно согласованному с поездным диспетчером. Порядок возвращения рабочих поездов и машин должен соответствовать требованиям п.п. 3.21, 3.22 "Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 29.12.2012 г. N 2790р.
4.9. Открытие движения поездов на перегоне производится приказом поездного диспетчера только после получения уведомления от руководителя работ, назначенного телеграфным распоряжением зам. начальника или начальником железной дороги об окончании путевых работ, отсутствии на перегоне рабочих поездов, машин и агрегатов, а также об отсутствии других препятствий для безопасного движения поездов. Восстановление действия существующих устройств СЦБ и связи или электроснабжения (если их работа нарушалась) производится после установки и подключения всех перемычек и соединителей к рельсам и по получении уведомления соответственно от электромеханика СЦБ и связи и энергодиспетчера в соответствии с требованием "Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 29.12.2012 г. N 2790р п.п. 3.18; 3.19.