ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 июля 2013 г. N 1566р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ ПУТЕИЗМЕРИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА ОАО "РЖД"

В целях совершенствования системы контроля состояния железнодорожного пути, повышения безопасности движения поездов, снижения эксплуатационных расходов путевого хозяйства и в соответствии с п. 12 приложения 1 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 ноября 2013 г. прилагаемую Инструкцию о порядке комплексного контроля состояния железнодорожного пути путеизмерительными средствами для информационного обеспечения решения задач путевого хозяйства ОАО "РЖД" (далее - Инструкция).
2. Начальникам дирекций инфраструктуры до 1 ноября 2013 г.:
а) ознакомить с Инструкцией руководителей служб пути, центров диагностики, дистанций пути, начальников вагонов-путеизмерителей, путеобследовательских станций, путеизмерителей-дефектоскопов;
б) организовать, руководствуясь Инструкцией, работу вагонов-путеизмерителей, путеизмерительных тележек, путеобследовательских станций, путеизмерителей-дефектоскопов, внести соответствующие изменения в периодичность контроля состояния железнодорожного пути.
3. Начальникам Октябрьской, Северо-Кавказской, Западно-Сибирской дирекций инфраструктуры:
а) ввести в действие с 1 августа 2013 г. Инструкцию для опытного применения;
б) ознакомить до 1 августа 2013 г. с Инструкцией причастных руководителей в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 и организовать с 1 августа 2013 г. работу путеизмерительных средств в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 настоящего распоряжения.
в) представить до 1 октября 2013 г. в Центральную дирекцию инфраструктуры отчеты о результатах применения Инструкции и предложения по уточнению порядка комплексного контроля железнодорожного пути.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя начальника Центральной дирекции инфраструктуры Пименова И.Я.

Вице-президент ОАО "РЖД"
А.В. Целько

 

 

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД"
от 16 июля 2013 г. N 1566р

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ ПУТЕИЗМЕРИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА ОАО "РЖД"

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Диагностирование пути (контроль состояния пути) - процесс измерений и технических осмотров с целью выявления повреждений и определения вида технического состояния объектов пути, определение технического состояния объектов железнодорожного пути. Включает контроль технического состояния и поиск места и определение причин отказа (неисправности). Является частью мониторинга пути.
Контроль технического состояния - проверка соответствия значений параметров объектов железнодорожного пути требованиям технической документации и определение (оценка) на этой основе вида их технического состояния в данный момент времени.
Диагностическое обеспечение - комплекс взаимосвязанных правил, методик, алгоритмов и средств, необходимых для осуществления диагностирования на всех этапах жизненного цикла объекта пути.
Мониторинг железнодорожного пути - совокупность систематических процессов оценки, анализа и прогноза изменения состояния объектов эксплуатируемого железнодорожного пути, основанная на данных, получаемых при диагностировании пути с помощью технических осмотров и средств диагностики.
Технические осмотры пути (осмотры) - комплекс регулярных наблюдений за параметрами объектов пути, строго регламентированных нормативно-технической документацией, включающий в себя осмотры и проверки.
Фактическое значение параметра пути - значение параметра, измеренное средством контроля при последнем диагностировании пути.
Номинальное значение параметра пути - значение параметра, определенное его функциональным назначением и служащее началом отсчета отклонений.
Допускаемое отклонение в содержании пути - отклонение от номинальных (паспортных) характеристик устройства пути, в зависимости от скорости движения поездов, не требующее устранения при текущем содержании пути.
Паспортные характеристики пути - параметры устройства верхнего и нижнего строения пути, установленные в соответствии с требованиями ПТЭ, реализуемыми скоростями движения поездов и фактическим устройством пути. Подлежат утверждению службой пути региональной дирекции инфраструктуры.
Отступление - отклонение от паспортных характеристик устройства пути, при котором не требуется ограничение установленной скорости движения, но подлежащее устранению в плановом или первоочередном порядке.
Неисправность - отклонение от паспортных характеристик устройства пути, требующее ограничения установленной скорости или закрытия движения поездов.
Степени отступлений - распределение отступлений и неисправностей по группам в зависимости от их влияния на безопасность движения, интенсивность расстройств пути и плавность хода подвижного состава при установленной для участка пути максимальной скорости движения поездов.
Неработоспособное состояние железнодорожного пути - вид технического состояния, при котором произошел отказ железнодорожного пути.
Отказ железнодорожного пути - событие изменения технического состояния железнодорожного пути, которое вызвало нарушение безопасности движения и ограничение установленной скорости (до закрытия движения), нарушение графика движения поездов. Для устранения отказа необходимо выполнение неотложных путевых или аварийных восстановительных работ.
Априорная информация для оценки состояния пути - совокупность упорядоченных предварительных данных о характеристиках устройства пути, элементов его конструкции и установленных скоростях движения поездов, необходимых для адекватной интерпретации данных измерений и оценки состояния пути в соответствии с установленными нормативами.
Нормативы содержания железнодорожного пути по параметрам безопасности движения поездов - нормативы, определяющие предельное допустимые значения параметров или сочетаний параметров и требующие немедленных защитных мер (ограничение скорости, закрытие движения, ограждение опасного места и т.п.) для обеспечения безопасности движения.
Предельное допустимое значение параметра - наибольшее или наименьшее значение параметра, которое может иметь работоспособный железнодорожный путь (верхнее предельное допустимое значение; нижнее предельное допустимое значение).

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящая Инструкция предназначена для применения в подразделениях Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД".
Инструкция регламентирует порядок комплексного контроля железнодорожного пути для информационного обеспечения решения задач путевого хозяйства ОАО "РЖД" путеизмерительными средствами (далее ПС), включая ручной измерительный инструмент, путеизмерительные тележки, вагоны-путеизмерители, самоходные путеизмерители-дефектоскопы, путеобследовательские станции и лаборатории, диагностические комплексы контроля железнодорожной инфраструктуры.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Введение настоящей Инструкции обусловлено:
наличием большой номенклатуры применяемых на железных дорогах путеизмерительных средств и ее дальнейшим расширением;
отсутствием четкого разграничения сфер применения разных путеизмерительных средств для информационного обеспечения решения задач путевого хозяйства;
расширением полигонов скоростного и тяжеловесного движения поездов и появлением новых путеизмерительных средств;
увеличением издержек, связанных с эксплуатацией путеизмерительных средств, и необходимостью оптимизировать их структуру и периодичность проверок пути.
2.2. Инструкция регламентирует порядок комплексного контроля железнодорожного пути для информационного обеспечения решения задач путевого хозяйства путеизмерительными средствами - обеспечения безопасности движения поездов, организации и контроля работ по текущему содержанию пути, планирования ремонтов пути и оценки качества проведенных работ.
2.3. Инструкция обобщает и дополняет действующие нормативные документы, регламентирующие порядок контроля и оценки характеристик фактического состояния пути различными путеизмерительными средствами.
Инструкция регламентирует:
состав контролируемых параметров и характеристик состояния пути для разных путеизмерительных средств;
порядок их применения и периодичность контроля при решении информационных задач путевого хозяйства;
порядок сбора и хранения данных в центрах диагностики для решения информационных задач.
2.4. Инструкция регламентирует вопросы подготовки к работе, проведения измерений, обработки и хранения информации на борту ПС и в центрах диагностики и мониторинга.
2.5. Инструкция регламентирует порядок применения различных ПС для контроля и оценки характеристик фактического состояния железнодорожного пути и его элементов:
геометрических параметров рельсовой колеи (ширины колеи, уровня пути, просадок и рихтовки);
параметров устройства и содержания пути в плане и продольном профиле (характеристики устройства кривых, продольный профиль пути с высотными отметками, элементы профиля и их уклоны, характеристики плана прямых участков, длинные (до 150 м) неровности пути в плане и профиле);
характеристик габаритов приближения строений, мостов, тоннелей и величин междупутного расстояния;
характеристик состояния рельсов (бокового износа наружного рельса в кривых, вертикального износа, неровностей на головке рельсов, подуклонки, стыковых зазоров и динамических стыковых ступенек);
геометрических размеров балластной призмы (ширины плеча призмы и толщины незагрязненного балластного слоя) и земляного полотна (ширины основной площадки и обочины, наклона откоса насыпей и выемок);
состояния нижнего строения пути по данным георадиолокации - балластного слоя и верхней части земляного ПОЛОТНЕ (границы слоев подшпального основания, их неровности в продольной и поперечной плоскостях, определение толщины слоев подшпального основания, наличия балластных корыт в земляном полотне).

3. ЗАДАЧИ ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА, РЕШАЕМЫЕ С ПОМОЩЬЮ ПУТЕИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ

3.1. Основными задачами путевого хозяйства, решаемыми с помощью путеизмерительных средств являются:
обеспечение безопасности движения поездов;
мониторинг состояния пути, предупреждения его предотказного состояния;
планирование и контроль выполнения работ по текущему содержанию пути;
паспортизация железнодорожного пути, обеспечение ЕКАСУИ фактической информацией о состоянии объектов пути;
предпроектное обследование и планирование ремонтов пути;
приемка и оценка качества проведенных ремонтных работ.
3.2. Для информационного обеспечения указанных задач (таблица 3.1) на дорогах ОАО "РЖД" в настоящее время эксплуатируются следующие путеизмерительные средства:
- ручной путеизмерительный инструмент (шаблоны, скобы);
- путеизмерительные тележки (ПТ-7МК, ПТ-7МК-01, АКНОП);
- ручной путеизмеритель РПИ;
- вагоны-путеизмерители типа KBЛ-П разных модификаций;
- самоходные путеизмерители-дефектоскопы (МТКП и "Север");
- вагоны путеобследовательские станции ЦНИИ-4;
- диагностические комплексы инфраструктуры (ДКИ) "ЭРА" и "ИНТЕГРАЛ";
- нагрузочные поезда для оценки деформативности пути.
По заданию ОАО "РЖД" разработаны и находятся в стадии доводки и опытной эксплуатации путеизмерительные лаборатории на базе локомотивов ЧС-200 и ВЛ-11.

Таблица 3.1

Путеизмерительные средства для решения задач путевого хозяйства

 

 

  Задачи путевого хозяйства 

 

            Тип ПС            

      Уровень      
использования   
информации    

 1 

Обеспечение безопасности    
движения поездов            

   КВЛ-П, РПИ, ЦНИИ-4, ДКИ,   
путеизмерители-дефектоскопы, 
путеизмерительные тележки,  
ручной инструмент      

  ПЧ, П, ДИЦДМ, ДИ 

 2 

Планирование и контроль     
выполнения работ по текущему
содержанию пути             

   КВЛ-П, ЦНИИ-4, ДКИ, РПИ,   
путеизмерители-дефектоскопы, 
путеизмерительные тележки  

       ПЧ, П,      
ДИЦДМ       

 3 

Мониторинг состояния пути,  
предупреждение предотказного
состояния пути              

   КВЛ-П, ЦНИИ-4, ДКИ, РПИ,   
путеизмерители-дефектоскопы, 
путеизмерительные тележки  

       ПЧ, П,      
ДИЦДМ, ДИ     

 4 

Паспортизация               
железнодорожного пути и     
обеспечение ЕК АСУИ         
фактической информацией о   
характеристиках и состоянии 
объектов пути.              

          ЦНИИ-4, ДКИ         

   П, ДИЦДМ, ДИ    

 5 

Предпроектное обследование и
планирование ремонтов пути  

         ЦНИИ-4, ДКИ,         
Нагрузочный поезд      

    ПЧ, П, ДИЦДМ   

 6 

Оценка качества выполненных 
работ по реконструкции и    
ремонту пути                

       ЦНИИ-4, ДКИ, РПИ       

    ПЧ, ПМС, П,    
ДИЦДМ       

3.3. Все путеизмерительные средства участвуют в обеспечении безопасности движения поездов - выявлении неисправностей, требующих ограничения установленных скоростей движения вплоть до закрытия движения.
3.4. Ручной путеизмерительный инструмент - это ручные измерительные средства, применяемые при осмотрах пути, локализации и уточнении на месте характеристик неисправностей, выявленных мобильными ПС, является это рабочим инструментом бригад по текущему содержанию пути.
Ручной путеизмерительный инструмент состоит из следующих контрольно-измерительных средств: линейки и рулетки, штангенциркули, шаблоны ЦУП и КОР, штангенциркуль путевой, скоба для измерения износа, мерный клин, приборы визуального контроля.
Применение ручного путеизмерительного инструмента дорожными (мостовыми, тоннельными) мастерами, бригадирами по контролю за состоянием пути, начальниками участков, дистанций пути к их заместителями при различных видах осмотров и проверок пути регламентировано Инструкцией по текущему содержанию пути (раздел 4.3) [4]. На главных путях со скоростями от 25 км/ч и выше, где производятся регулярные проверки путеизмерительным вагоном, измерения ручным инструментом являются вспомогательными и производятся выборочно.
На малодеятельных, приемоотправочных и станционных путях ручной путеизмерительный инструмент наряду с путеизмерительными тележками является основным средством контроля состояния пути.
Ручной путеизмерительный инструмент является основным средством контроля состояния стрелочных переводов (геометрических характеристик и износа деталей стрелочного перевода). Измерения ширины колеи и уровня производятся путеизмерительным шаблоном ЦУП, а для измерения износа, взаимного положения остряка и рамного рельса применяют шаблон КОР.
3.5. Путеизмерительные тележки являются средством контроля работ по текущему содержанию станционных путей, также применяются при осмотрах главных путей и для контроля качества промеров пути бригадирами и дорожными мастерами ручным путевым шаблоном. Должны использоваться на станционных и малодеятельных путях, которые не проверяются регулярно вагонами путеизмерителями.
Путеизмерительные тележки всех модификаций (ПТ-7МК, ПТ-7МК-01, АКНОП) применяются для измерения и оценки ширины колеи и уровня ненагруженного пути, так же оборудованы регистратором выявленных визуально оператором нарушений в содержании пути.
3.6. Вагоны-путеизмерители КВЛ-П - основное средство ОАО "РЖД" регулярного контроля параметров геометрии рельсовой колеи и обеспечения безопасности движения по характеристикам состояния главных путей. Вагоны КВЛ-П моделей 1 и 2 являются контактными, не самоходными, всепогодными путеизмерителями, обеспечивающими при рабочих скоростях до 80 км/ч контроль и оценку характеристик геометрии рельсовой колеи:
- взаимного положения обеих рельсовых нитей по высоте (уровень);
- ширины рельсовой колеи (шаблон);
- стрел изгиба в плане от несимметричной хорды (рихтовка);
- просадок рельсовых нитей в вертикальной плоскости.
Потребителями информации от КВЛ-П являются дистанции и службы пути, центры диагностики. Информация используется для решения задач:
обеспечения безопасности движения поездов;
планирования и контроля выполнения работ по текущему содержанию пути, предупреждения предотказного состояния пути.
Разработан и эксплуатируется единственный образец скоростного путеизмерителя КВЛ-ПЗ. Вагон-путеизмеритель КВЛ-П3 оснащен бесконтактной лазерной измерительной системой и может производить измерения при скоростях до 160 км/ч (рабочая скорость ограничивается конструкционной скоростью вагона, на базе которого он изготавливается).
Эксплуатируемый образец КВЛ-ПЗ функционально повторяет обычный КВЛ-П, имея более высокую рабочую скорость, но меньшую надежность в зимнее время. Для повышения эффективности применения КВЛ-ПЗ для контроля скоростных линий требуется уточнение номенклатуры контролируемых характеристик пути и выходных форм оценки.
3.7. Ручные путеизмерители РПИ измеряют и автоматически оценивают все параметры рельсовой колеи, контролируемые вагонами путеизмерителями КВЛ-П, и характеристики положения пути в продольном профиле и плане. Путеизмеритель РПИ является аналогом вагона-путеизмерителя КВЛ-П, но измеряет параметры ненагруженного пути.
Путеизмерители РПИ должны использоваться при решении задач:
приемки и оценки качества выполнения работ реконструкции и ремонтам пути;
оценки состояния геометрических характеристик ГРК на участках, не проверяемых регулярно вагонами КВЛ-П (станционные, с нормой ширины колеи 1435 мм);
контроля выполненных работ по устранению неисправностей и подтверждения возможности отмены ограничений скорости движения поездов.
Основной задачей РПИ должно быть использование для приемки отремонтированного пути и оценки качества выполнения ремонтных работ предприятиями ЦДРП. Результаты съемки РПИ фактических характеристик пути после выполнения ремонтных работ в обязательном порядке должны представляться комиссии по приемке ремонта в соответствии с Инструкцией о порядке применения путеизмерителя "РПИ" для диагностирования железнодорожного пути [17].
3.8. Вагоны путеобследовательские станции ЦНИИ-4 с бесконтактным съемом информации контролируют более 20 параметров рельсовой колеи при скоростях до 140 км/ч, могут работать с отдельным локомотивом или в составе пассажирских поездов. ВПС ЦНИИ-4 используются для измерения и оценки параметров устройства и состояния колеи главных путей и для съемки профиля станционных путей. Информация используется при решение задач:
контроля параметров устройства пути и состояния ГРК, оценки соответствия фактических характеристик пути установленным скоростям движения;
съемки и оценки фактических параметров устройства железнодорожного пути в профиле и плане;
паспортизации пути по параметрам устройства в плене, профиле и по геометрии колеи;
оценки качества выполнения ремонтных работ и соответствия фактических параметров отремонтированного пути проектным характеристикам.
Параметры, контролируемые ВПС ЦНИИ-4, разделяются на определяемые непосредственно в процессе поездки и на вычисляемые после нее.
К параметрам, определяемым в процессе поездки, относятся:
- просадки рельсовых нитей в вертикальной плоскости;
- взаимное положение рельсовых нитей по высоте (уровень);
- стрелы изгиба в плане от несимметричной хорды (рихтовка);
- ширина рельсовой колеи в зоне нагружения от ходового колеса;
- ширина рельсовой колеи вне зоны нагружения от ходового колеса;
- боковой износ рельсов;
- угол поворота оси пути в плане;
- кривизна пути в плане;
- величина стыковых зазоров (зазоры);
- температура рельсов;
- смещение рельсовых плетей относительно маячных шпал (угон пути);
- длина пройденного пути и скорость движения.
К параметрам, вычисляемым после поездки, относятся:
- отметки продольного профиля пути;
- отклонения от паспортного положения пути в профиле;
- величины неровностей продольного профиля пути длиной до 200 м;
- параметры устройства кривых участков пути:
  угол поворота кривой;
  радиусы и возвышение в круговых кривых;
  длины переходных кривых;
  крутизна отвода возвышения в переходных кривых;
  непогашенное ускорение и скорость его изменения;
  допустимые скорости движения по фактическим параметрам кривой;
  показатели расстройства кривой;
- отклонения от паспортного положения пути в плане;
- величины неровностей в плане длиной до 200 м;
- статистические характеристики неровностей ГРК.
Порядок определения и использования характеристик устройства и состояния пути, получаемых путеобследовательскими станциями ЦНИИ-4 регламентирован Техническими указаниями ЦПТ-46/15 [18].
Потребителями информации от ВПС ЦНИИ-4 являются службы и дистанции пути, дорожные центры диагностики, Управление пути и сооружений, проектные институты. Выполняя указанные задачи, ЦНИИ-4 дополняют путеизмерители КВЛ-П, за которыми остается основной объем оперативного контроля состояния рельсовой колеи и ее оценка.
3.9. Самоходные путеизмерители-дефектоскопы МТКП и "Север" должны производить контроль и оценку характеристик ГРК на станционных и приемоотправочных путях, а также на главных путях, не проверяемых вагонами КВЛ-П, или использоваться при рабочих проверках пути одновременно с основным назначением - неразрушающим контролем рельсов (дефектоскопией).
Путеизмерители-дефектоскопы совмещают в себе два автоматизированных комплекса - дефектоскопный и путеизмерительный. Путеизмерительное оборудование путеизмерителей-дефектоскопов МТКП и "Север" предназначено для контроля и автоматизированной оценки геометрических параметров рельсовой колеи аналогично вагонам-путеизмер отелям КВЛ-П.
Дефектоскопный комплекс может проводить ультразвуковую и магнитную диагностику дефектов рельсов при скоростях до 60 км/ч. Комплекс "Север" может дополнительно комплектоваться системами лазерного сканирования, георадарной съемки и визуального контроля в любых сочетаниях.
Для исключения неоднозначности оценок состояния геометрии пути данные путеизмерителей-дефектоскопов включаются в ведомость ПУ-32 только для путей, которые не были проверены вагонами-путеизмерителями КВЛ-П.
3.10. Диагностические комплексы контроля железнодорожной инфраструктуры (ДКИ) ЭРА и ИНТЕГРАЛ предназначены для комплексного обследования важнейших Направлений сети дорог по заданиям ОАО "РЖД" и решения задач:
количественной оценки фактических характеристик устройства и состояния железнодорожного пути и его элементов;
выявления отступлений параметров устройства и состояния железнодорожного пути и его элементов от установленных нормативов;
получения объективной количественной информации для паспортизации объектов путевого хозяйства;
планирования и проектирования работ по содержанию и ремонтам пути, контроля качества их выполнения;
комплексной оценки фактического состояния пути и его отдельных элементов (дополнение данных генеральных осмотров пути).
Аппаратура ДКИ позволяет контролировать и оценивать, при максимальной комплектации аппаратно-программного комплекса, более 120 параметров железнодорожной инфраструктуры, в т.ч. характеризующие состояние железнодорожного пути по:
- геометрии рельсовой колеи (основные параметры ГРК, положение пути в плане и продольном профиле, длинные неровности);
- габаритам приближения строений, мостов, туннелей и величинам междупутного расстояния;
- параметрам рельсов (короткие неровности, фактические профили головок рельсов, их боковой и вертикальный износ, наклон поверхности катания и подуклонка, стыковые зазоры и динамические ступеньки);
- геометрическим размерам балластной призмы и земляного полотна (ширина плеча балластной призмы, ширина основной площадки земляного полотна, ширина обочины земляного полотна, крутизна откосов земляного полотна);
- состоянию нижнего строения пути по данным георадиолокации (границы слоев подшпального основания, их неровности в продольной и поперечной плоскостях, определение толщины слоев подшпального основания, наличия балластных корыт).
ДКИ должны быть основным источником информации для:
- комплексной оценки состояния инфраструктуры;
- паспортизации фактических параметров устройства пути и его элементов;
- предпроектного обследования и планирования ремонтов железнодорожного пути.
Нормативные документы, регламентирующие работу ДКИ:
- Инструкция по оценке состояния инфраструктуры с использованием новых диагностических средств комплексной диагностики инфраструктуры ОАО "РЖД" [10].
- "Альбом выходных документов (ведомостей и графиков) представления и оценки характеристик объектов железнодорожного пути с использованием ДКИ ИНТЕГРАЛ и ЭРА в зависимости от решаемых задач" [11].
3.11. Нагрузочные поезда предназначены для оценки деформативности пути на назначенных по заданиям ЦДИ участках по различиям упругой осадки пути в вертикальной плоскости при приложении разной нормированной нагрузки на путь. Существуют два нагрузочных поезда: СПМ-18 с нормированными нагрузками 10 и 23,3 т/ось; СМ-460 - 10 и 30 т/ось.
Упругая осадка пути определяется как разность вертикальных перемещений головки рельса под действием двух различных нормированных нагрузок на путь, которые измеряются непрерывно на всем протяжении участка испытаний по оценке деформативности. Результатом испытаний являются ведомость пикетов с превышением показателей деформативности и графики величин деформативности на пикетах с превышением нормативных показателей, приведенных в Инструкции по оценке деформативности подрельсового основания нагрузочным поездом [23].
На участках пути, имеющих превышение нормативов, назначается дополнительное обследование для выработки конструктивных решений по замене или усилению элементов пути в ходе реконструкции и ремонтов.
3.12. Скоростная путеизмерительная лаборатория на базе электровоза ЧС-200 (ПЛ ЧС-200) предназначена для контроля характеристик ГРК, плана и продольного профиля пути, коротких неровностей на поверхности катания рельсов при скоростях до 200 км/ч.
В настоящее время СПЛ ЧС-200 находится на стадии доработки и опытной эксплуатации. Номенклатура контролируемых характеристик пути скоростных линий, нормативы оценки и выходные формы требуют уточнения и должны быть установлены с специальной Инструкции.
3.13. Путеизмерительная лаборатория на базе электровоза ВЛ-11 (ПЛ ВЛ-11) находится на стадии испытаний. Главным ее отличием от остальных путеизмерительных средств является более высокая осевая нагрузка - 23 т.
Сфера применения и нормативы оценки результатов контроля пути путеизмерительной лабораторией на базе электровоза ВЛ-11 требуют уточнения и должны быть установлены в специальной Инструкции.

4. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПУТЕИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ

4.1. Порядок подготовки к работе и проведения измерительных проездов

4.1.1. Каждое путеизмерительное средство (ПС) должно проходить калибровку, согласно Руководству по эксплуатации соответствующего ПС.
Вагоны-путеизмерители КВЛ-П и ЦНИИ-4 должны, не реже 1 раза в квартал, проверяться на специальном (настроечном) пути с искусственными неровностями известной величины. ДКИ ЭРА и ИНТЕГРАЛ, путеизмерители КВЛ-П3 и путеизмерительные лаборатории на базе электровозов должны не реже двух раз в год проходить проверку и настройку аппаратуры на специально оборудованном пути, согласно требованиям Инструкции по устройству специальных и контрольных участков пути и проведению настройки диагностических комплексов контроля инфраструктуры "ЭРА" и "ИНТЕГРАЛ" [9].
4.1.2. Для обеспечения достоверности показаний, перед поездкой для каждого ПС должна производиться проверка правильности настройки аппаратуры, согласно Руководству по эксплуатации соответствующего ПС.
4.1.3. Источником априорной информации является база паспортных данных пути (БПД) или система баз данных путевого хозяйства (СБД-П). Объемы априорной информации, необходимой для работы разных типов ПС, отличаются и должны быть установлены для конкретного типа ПС.
Начальник дистанции пути должен согласовать установленным порядком все изменения БПД с ДИЦДМ и утвердить в службе пути. Ответственность за достоверность БПД несет начальник службы пути, за ввод в базу априорных данных - начальник ДИЦДМ. Перед поездкой представитель ПЧ должен предоставить начальнику ПС все необходимые документы.
4.1.4. Съемка и оценка характеристик нижней негабаритности, междупутного расстояния, поперечных сечений балластной призмы и земляного полотна, подуклонки рельсов путеизмерителями, использующими бесконтактные системы оптического измерения и пространственного сканирования при наличии снежного покрова не допускается.
4.1.5. Измерительная поездка производится с установленной скоростью следования по участку, либо со скоростью, обусловленной технологией проверки пути соответствующим ПС, установленной нормативным документом, регламентирующим его работу.
В измерительной поездке с отдельным локомотивом КВЛ-П, ЦНИИ-4 и ДКИ должны сопровождаться представителями службы пути и центра диагностики, начальником (заместителем) дистанции пути. При работе бесконтактных ПС (ЦНИИ-4, КВЛ-П3) в составе поезда сопровождение со стороны ПЧ не является обязательным.
Порядок проведения поездки с измерениями, перечень формируемых выходных форм с результатами контроля приведены и Руководстве по эксплуатации соответствующего ПС.
4.1.6. В реальном времени должны выявляться отступления (неисправности), угрожающие безопасности движения поездов, с выдачей установленных выходных форм. Для всех ПС необходимо формирование:
графической диаграммы с оценкой отступлений по основным параметрам ГРК;
индикации на мониторе обнаруженных неисправностей по дополнительно контролируемым параметрам, требующих ограничения скорости;
предварительных ведомостей с автоматически выявленными неисправностями устройства и содержания пути, требующими ограничения скорости движения;
После завершения поездки и дополнительного анализа автоматически выявленных неисправностей (предварительных оценок) должны быть сформированы:
ведомости с неисправностями устройства и удержания пути, требующими ограничения скорости движения.
ведомости с отступлениями, превышающими пороговые значения (требующими повышенного внимания работников ПЧ).
Порядок работы персонала ПС при обнаружении неисправностей пути, требующих ограничения установленной скорости движения, регламентируются соответствующим нормативным документом, утвержденным ОАО "РЖД".

4.2. Порядок применения различных путеизмерительных средств

4.2.1. Ручной путеизмерительный инструмент применяется при различных видах осмотров и проверок пути, согласно требованиям Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути [4], а также для локализации и уточнении на месте характеристик неисправностей, выявленных мобильными ПС.
4.2.2. Путеизмерительные тележки должны быть основным средством контроля характеристик ГРК и обеспечения безопасности движения на станционных и малодеятельных путей, которые не проверяются регулярно вагонами-путеизмерителями КВЛ-П. Информация путеизмерительных тележек предназначена для управленческих решений на уровне дистанций пути.
4.2.3. Регулярному контролю вагонов-путеизмерителей КВЛ-П подлежат главные пути, где реализуются скорости движения поездов от 40 до 140 км/ч, или обращаются пассажирские поезда, независимо от их количества. Путеизмерители КВЛ-П должны быть основным источником оперативной информации о характеристиках ГРК для обеспечения безопасности движения и для оценки работ по текущему содержанию пути. Информация используется для управленческих решений на уровне дистанций и службы пути.
Путеизмерители КВЛ-П должны использоваться для мониторинга предотказного состояния пути в системе УРРАН.
Периодичность контроля пути путеизмерителями КВЛ-П определяется региональной дирекцией инфраструктуры в зависимости от грузонапряженности, категории пути и пропущенной поездной нагрузки. Периодичность и порядок контроля определены в п. 4.3.
4.2.4. Путеизмерители РПИ должны применяться для:
- приемки участков ремонта и оценки качества выполненных работ - основное предназначение РПИ;
- оценки параметров ГРК на участках, не проверяемых регулярно путеизмерителями КВЛ-П;
- съемки профиля и плана станционных путей.
4.2.5. Регулярному контролю ВПС ЦНИИ-4 подлежат пути 3-го класса и выше. Основные задачи контроля состояния пути ВПС ЦНИИ-4:
- текущее содержание пути;
- мониторинг состояния пути, паспортизация пути;
- оценка участков скоростного движения поездов;
- оценка кривых с оптимизацией и паспортизацией их параметров;
- съемка профиля станционных путей;
- предпроектное обследование участков будущего ремонта;
- планирование и оценка качества ремонтов пути.
Периодичность и порядок контроля определены в п. 4.3.
4.2.6. Диагностические комплексы ЭРА и ИНТЕГРАЛ должны применяться для периодического обследования основных направлений сети дорог ОАО "РЖД" с целью:
- комплексной оценки железнодорожной инфраструктуры в делом;
- предупреждения предотказного состояния пути;
- паспортизации параметров устройства и состояния пути и его элементов, параметры подлежат выгрузке в Единую корпоративную автоматизированную систему управления инфраструктурой (ЕК АСУИ);
- предпроектного обследования железнодорожного пути и планирования работ по ремонтам пути;
- оценки качества работ по реконструкции и капитальному ремонту пути.
4.2.7. Порядок применения путеизмерительных лабораторий на базе локомотивов ЧС-200 и ВЛ-11 должен быть установлен в специальной Инструкции.

4.3. Периодичность и порядок комплексного контроля пути для решения задач путевого хозяйства путеизмерительными средствами

4.3.1. Железнодорожный путь для задач обеспечения безопасности движения и текущего содержания пути должен проверяться с установленной ОАО "РЖД" периодичностью. Для задач паспортизации пути, предпроектного обследования, планирования и оценки ремонтов пути работа соответствующих ПС производится по годовым планам, утверждаемым региональными Дирекциями инфраструктуры (для ДКИ - Центральной дирекцией инфраструктуры).
4.3.2. Периодичность контроля состояния пути путеизмерительными тележками, самоходными дефектоскопами-путеизмерителями, вагонами- путеизмерителями КВЛ-П и путеизмерителями РПИ (при контроле характеристик ГРК вместо КВЛ-П) устанавливает начальник региональной Дирекции инфраструктуры. Минимальная периодичность контроля должна быть не реже, приведенной в таблице 5.1. Годовые объемы работ по контролю пути утверждаются Управлением диагностики и мониторинга ЦДИ.
4.3.3. Периодичность контроля состояния пути путеизмерителями ЦНИИ-4, КВЛ-ПЗ и путеизмерительных лабораторий на базе электровозов устанавливает Управление диагностики и мониторинга ЦДИ.
План обследования основных направлений сети дорог диагностическими комплексами ЭРА и ИНТЕГРАЛ утверждается Центральной дирекцией инфраструктуры.
4.3.4. Периодичность контроля участка (направления) пути различными путеизмерительными средствами определяется, исходя из условий обеспечения безопасности движения и соблюдения технологии производства работ по текущему содержанию и ремонтам пути, в зависимости от:
- типа ПС;
- максимальной скорости на участке (направлении);
- грузонапряженности на текущий год эксплуатации;
- времени последнего ремонта (пропущенной поездной нагрузки);
- срока планируемого ремонта пути.
Дополнительно при планировании работы ПС должны учитываться:
- не реже одного раза в квартал должны проводиться проезды ПС по контрольному участку пути для проверки и настройки аппаратуры;
- участки производства ремонтно-путевых работ должны обследоваться до и после их проведения, по мере сдачи отремонтированных участков в постоянную эксплуатацию. Участки проведенных ремонтов пути с глубокой очисткой балласта должны проверяться несколько раз: после завершения и до сдачи в постоянную эксплуатацию, весной следующего года для оценки качества выполненных работ и их эффективности;
- съемка станций, должна производиться, преимущественно в период весна - осень;
4.3.5. Порядок комплексного контроля железнодорожного пути для решения задач путевого хозяйства путеизмерительными средствами в зависимости от эксплуатационных условий приведен в табл. 4.1.


Таблица. 4.1.

Периодичность проверок пути путеизмерительными средствами

 

 

        Тип         
путеизмерительного 
средства      

                                Периодичность проверок пути                               

          Максимальная скорость движения поездов, км/ч / или грузонапряженность,          
млн. т. км бр. на км в год                                

 

250-201 /
---  

 

200-141 /
---   

 

140-101 /
---  

 

  --- /  
более 100

  60 и  
более /
26-100 

   60 и  
более / 
10-25  

 

менее 60 /
менее 10 

 Станционные и 
приемо-    
отправочные  
пути      

                      Безопасность движения, текущее содержание и мониторинг состояния пути                     

        КВЛ-П       

2 раза в
мес (1)

 2 раза в
мес (1) 

2 раза в
мес  

 2 раза в
мес   

2 раза в
мес  

 1 раз в 
мес (3) 

 1 раз в 3
мес (4),(5)

      (8)      

       ЦНИИ-4       

 1 раз в
мес  

1 раз в 3
мес   

1 раз в 3
мес  

1 раз в 3
мес   

1 раз в 6
мес  

 1 раз в 
6 мес  

     -    

      (2)      

       КВЛ-П3       

2 раза в
мес (1)

 2 раза в
мес (1) 

    -   

      -  

    -   

    -    

     -    

       -       

   путеизмерители-  
дефектоскопы,   
путеизмерительные 
тележки      

    -   

    -    

    -   

      -  

    -   

    -    

  1 раз в 
мес.   

 1 раз в мес.  
(7)      

Ручной измерительный
инструмент     

    Применяются при производстве работ по устранению отдельных           
отступлений, при натурной проверке неисправностей, выявленных          
путеизмерителями и ДКИ                             

     (6)       

                       Адресные задачи по заданиям дирекций инфраструктуры и ПДИ                                

                     Предпроектное обследование, планирование и оценка качества ремонта                         

         РПИ        

             Приемка и оценка работ на участках ремонта по графику, утвержденному ДИ      

       ЦНИИ-4       

     Предпроектное обследование, оценка работ на участках    
планирования и проведения работ по реконструкции и ремонту по
графику, утвержденному ДИ                  

     -    

       -       

         ДКИ        

     -    

       -       

  Нагрузочный поезд 

     Выборочное обследование по графику, утвержденному ДИ    

     -    

       -       

                           Паспортизация пути, комплексное обследование инфраструктуры                          

     ДКИ, ЦНИИ-4    

                По графику, утвержденному ЦДИ                

 

 


Примечания:(1) - при наличии КВЛ-П3 он должен заменять КВЛ-П;
(2) - съемка профиля станций по графику, утвержденному ДИ
(3) - не реже 2 раза в месяц на участках с просроченным капитальным ремонтом пути, или имеющих нестабилизированное и больное земляное полотно, на котором ограничена скорость движения, или имеющих ограничение скорости движения по наличию негодных шпал, скреплений, загрязненности балласта
(4) - не реже 1 раза в месяц на участках с просроченным капитальным ремонтом пути, имеющих нестабилизированное и больное земляное полотно, на котором ограничена скорость движения, имеющих ограничение скорости движения по наличию негодных шпал, скреплений, загрязненности балластного слоя.
(5) - на участках со скоростями движения до 25 км/ч и грузонапряженностью до 10 млн. ткм бр. в год -1 раз в полгода.
(6) - порядок осмотров и проверок пути ручным инструментом установлен в Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути.
(7) - прочие станционные и подъездные пути 1 раз в 3 месяца.
(8) - приемоотправочные пути для приема и отправления пассажирских поездов 1 раз в 3 месяца, остальные - 1 раз в 6 месяцев.

5. ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧАЕМОЙ ПУТЕИЗМЕРИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ

5.1. Порядок обработки и анализа измерительной информации полученной от конкретного типа путеизмерительного средства регламентируется соответствующим нормативным документом, утвержденным ОАО "РЖД".
Информация о характеристиках фактического состояния объектов путевого хозяйства, получаемая различными ПС, должна представляться в удобном для разных уровней управления виде, в т.ч. позволять менять состав показываемых в графическом и табличном виде параметров, масштабы представления - от пикетов до направления или дороги в целом.
5.2. Результаты контроля и оценок фактического состояния железнодорожного пути и его элементов различными ПС должны представляться в виде унифицированных графических и табличных выходных форм, утвержденных ОАО "РЖД".
Выходные формы должны быть дифференцированы в зависимости от уровня управления:
- для руководства службы пути дороги - интегральные показатели состояния путевой инфраструктуры для планирования работ по устранению проблемных мест и ремонту пути;
- для работников службы пути и линейных подразделений - параметры фактического состояния пути для планирования работ по устранению выявленных нарушений и контролю их выполнения;
- для работников проектных организаций - параметры фактического состояния пути для выявления нестабильных и проблемных мест и объектов, требующих усиления, для разработки проектных решений по реконструкции и ремонту пути.
В дополнение к существующему представлению путеизмерительной информации по административным подразделениям ДИ (ПД, ПЧУ, ПЧ) должно быть представление по маршрутам движения поездов (направлениям), охватывающее несколько ПЧ (например, высокоскоростная линия Москва - Санкт-Петербург или участки Транссиба).
5.3. В реальном времени должны выявляться отступления от норм содержания пути и его элементов, угрожающие безопасности движения поездов, (неисправности) с выдачей установленных выходных форм и принятием мер, обеспечивающих безопасность движения (п. 4.1.6).
5.4. После каждого проезда на борту ПС производится:
- подтверждение результатов выявления неисправностей в реальном времени, корректировка при необходимости ошибочных результатов оценки;
- в случаях уточнения (исправления) исходной базы априорных данных с учетом фактических характеристик пути производится повторная оценка отступлений от норм содержания пути по "дополнительным" параметрам (за исключением характеристик ГРК);
- обработка и коррекция файлов измеренных параметров, полученных в результате проездов (выявление и пометка сбойных измерений, приведение измерений к единой координатной привязке);
- проведение расчетов и формирование выходных ведомостей постобработки, включая ведомости с отступлениями, превышающими пороговые значения (требующими повышенного внимания работников) и сводные ведомости оценки состояния железнодорожном пути и его элементов;
- составление отчета о работе ПС;
- подготовка и передача данных в ДИЦДМ в виде откорректированных файлов результатов измерений.
5.5. В ДИЦДМ в соответствии с нормативными документами, регламентирующими порядок контроля и оценки состояния пути путеизмерительными средствами (см. раздел 6), должны решаться следующие задачи:
- планирование работы ПС, контроль и оценка выполнения плана;
- получение от ПС измерительных данных, их анализ и, при необходимости, корректировка;
- ведение, хранение базы измерительных и расчетных данных;
- ведение банка данных результатов анализа и оценки фактического состояния объектов путевого хозяйства;
- обработка и документирование данных съемки продольного профиля и положения пути в плане (по данным ЦНИИ-4, ДКИ, РПИ);
- контроль устранения неисправностей пути, выявленных ПС;
- планирование работ по техническому обслуживания пути (по данным КВЛ-П, ЦНИИ-4, ДКИ), включая определение участков, требующих планово- предупредительных работ;
- оценка выполненных работ по техническому обслуживания пути (по данным КВЛ-П, ЦНИИ-4, РПИ);
- паспортизация пути в т.ч. паспортизация кривых с расчетами их рациональных параметров (по данным ЦНИИ-4, ДКИ);
- мониторинг состояния главных путей Федерального значения, включая выявление участков нестабильного пути и предотказного состояния.
5.6. Порядок обработки данных и формирования выходных форм по данным конкретного ПС определяется утвержденной ОАО "РЖД" Инструкцией для соответствующего ПС, включая перечень и вид выходных форм, полученных в результате обработки и анализа измерительной информации.
Для унификации вида и формы путеизмерительной информации, используемой для решения задач путевого хозяйства по данным различных путеизмерительных, имеющих соответствующую измерительную аппаратуру, установлен перечень общих, обязательных для всех ПС выходных форм оценки состояния характеристик устройства и состояния пути и его элементов, представленный в таблице 5.1.
5.7. Результатами контроля характеристик пути путеизмерительными средствами являются:
- бумажные ведомости, получаемые в ходе поездки;
- файлы измеренных значений контролируемых параметров пути;
- файлы расчетных параметров пути;
- выходные формы анализа и оценки, полученные в результате постобработки измерительных данных.
Файлы измерительных данных архивируются и хранятся на путеизмерительном средстве до следующего проезда по участку. Архивированные файлы, как правило, на оптических дисках, передаются в ДИЦДМ, где регистрируются и хранятся на сервере или на автоматизированных рабочих местах (АРМ) обработки данных в течение не менее двух лет, на оптических дисках - не менее 10 лет. Для каждого путеизмерительного средства в нормативной документации на него должен быть определен порядок хранения данных на самом средстве и передачи данных в ДИЦДМ и дистанции пути.
Прием, хранение и постобработка данных, полученных от путеизмерительных средств, производится на АРМ соответствующих ПС (КВЛ-П, ЦНИИ-4, ДКИ). Результаты оценки характеристик состояния и устройства пути и его элементов в виде установленных выходных форм хранятся в базе результатов проверок пути ДИЦДМ.
5.8. ДИЦДМ передает обработанную информацию:
- в виде выходных ведомостей формата PDF, и файлов формата XLS в дистанции, в службу пути в установленном порядке или по запросу;
- в виде выходных ведомостей проектным организациям и другим потребителям по согласованию с ДИ;
- в электронном виде в Единую технологическую базу данных (ЕТБ) Единой Корпоративной Автоматизированной Системы Управления Инфраструктурой (ЕК АСУИ).

Таблица 5.1.


Перечень выходных форм путеизмерительной информации для решения задач путевого хозяйства обязательных для всех путеизмерительных средств*

  N  
п/п 

          Задача путевого хозяйства /         
Название выходного документа        

 

    Тип ПС    

 Регламентирующий 
нормативный   
документ (1)   

   Уровень   
использования

  1  

                       2                      

       3      

         4        

      5      

                              1. Обеспечение безопасности движения поездов                              

                              Параметры геометрии рельсовой колеи (ГРК)                                 

 1.1 

Графическая диаграмма параметров ГРК с        
результатами оценки отступлений               

 

КВЛ-П, ЦНИИ-4,
ДКИ, РПИ,  
путеизмерители-
дефектоскопы 

 

   Инструкция 1,  
Инструкция 2,  
Правила 1,    
Положение 1   

 

    ПЧ, П,   
ДИЦДМ    

 1.2 

Ведомость опенки состояния пути (ПУ-32)       

 1.3 

Ведомость отступлений с ограничением скорости 
движения                                      

                                     Параметры кривых участков пути                                     

 1.4 

Ведомость кривых с ограничением скорости      

ЦНИИ-4, КВЛ-П,
ДКИ, РПИ   

  Инструкция 1,   
Положение 2   

   ПЧ, П,    
ДИЦДМ    

 1.5 

Карточки кривых с ограничением скорости       

                                     Характеристики рельсов и стыков                                    

 1.6 

Ведомость участков с износом, превышающим 4-ю 
степень дефектности                           

 

 ЦНИИ-4, ДКИ, 

 

   Инструкция 2,  
Инструкция 4,  
Альбом, ТУ 2   

 

 

    ПЧ, П,   
ДИЦДМ    

 1.7 

Ведомость сверхнормативных стыковых зазоров,  
требующих ограничения скорости движения       

 1.8 

Ведомость сверхнормативных неровностей на     
поверхности катания рельсов                   

  КВЛ-П, ДКИ  

                       Нарушения габаритов, междупутья, размеров балластной призмы                      

 1.9 

Ведомость нарушений габаритов приближения     
строений и пакет графических форм "Поперечные 
сечения габаритов" в местах нарушений габарита;

 

 

 

      ДКИ     

 

 

   Инструкция 2,  
Инструкция 4,  
Альбом      

 

 

    ПЧ, П,   
ДИЦДМ    

 1.10

Ведомость нарушений междупутного расстояния и 
пакет графических форм "Ширина междупутья" в  
сечениях с нарушением требуемой величины      

 1.11

Ведомость нарушений размеров балластной призмы
с приложением пакета графических форм         
"Поперечное сечение балластной призмы"        

                         Сводные ведомости оценки пути по безопасности движения                         

 1.12

Сводная ведомость отступлений, угрожающих     
безопасности движения по параметрам,          
контролируемым ДКИ                            

 

      ДКИ     

 

      Альбом      
Инструкция 4   

 

    ПЧ, П,   
ДИЦДМ, ДИ, ЦДИ

 1.13

Ведомость "Количество опасных неисправностей  
по видам по дороге"                           

 

                             2. Предупреждение предотказного состояния пути                             

 2.1 

Ведомость отступлений ГРК 3-й степени и       
близких к 3-й                                 

    КВЛ-П,    
путеизмерители-
дефектоскопы,
РПИ     

 

 Инструкции 1 и 2,
Положение 1   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ПЧ, П, ДИЦДМ
ДИ, ЦДИ   

 2.2 

Ведомость кривых с боковым износом рельсов    
более заданного порога                        

 

 

 

  ЦНИИ-4, ДКИ 

 

 

 

 Инструкции 2 и 4,
Альбом, ТУ 3   

 2.3.

Ведомость участков пути с износом, превышающим
3-ю и 4-ю степень дефектности с               
подтверждающими диаграммами поперечных сечений
рельсов                                       

 2.4 

Ведомость характеристик сверхнормативных      
стыковых зазоров                              

 2.5 

Ведомость подвижек рельсовых нитей (угон пути)

 2.6 

Ведомость участков с вертикальным износом     
рельсов больше пороговых значений             

      ДКИ      

 

 

 

 

 

 

   Инструкция 2,  
Инструкция 4,  
Альбом, ТУ 1, ТУ 2

 2.7 

Ведомость распределения величин подуклонки    
рельсов (ПР) и наклона поверхности катания    
рельсов (НПК)                                 

 

  ЦНИИ-4, ДКИ 

 2.8 

Графическая диаграмма ПР и НПК                

 2.9 

Ведомость показателей состояния поверхности   
катания рельсов                               

 

 

 

 

      ДКИ     

 2.10

Ведомость статистических показателей          
импульсных неровностей                        

 2.11

Ведомость нарушений размеров балластной призмы

 2.12

Ведомость нарушений размеров земляного полотна
(с пакетом графических форм "Поперечное       
сечение земляного полотна")                   

 2.13

Ведомость дефектов земляного полотна          

 2.14

Сводная ведомость предотказного состояния     
участка (ПУ-32_предотказ)                     

                      3. Планирование и контроль работ по текущему содержанию пути                      

                     Неотложные работы (выполняются бригадами по неотложным работам)                    

 3.1 

Ведомость оценки состояния пути (ПУ-32)       

 

КВЛ-П, ЦНИИ-4,
путеизмерители-
дефектоскопы,
РПИ     

 

 Инструкции 1 и 2,
Положение 1   

 

 

 

 

  ПД, ПЧ, П, 
ЦДИДМ    

 3.2 

Ведомость отступлений ГРК 3-й степени и       
близких к 3-й                                 

 3.3 

Графическая диаграмма параметров ГРК с        
результатами оценки отступлений               

 3.4 

Ведомость характеристик сверхнормативных      
стыковых зазоров                              

 

  ЦНИИ-4 ДКИ  

 

 

 Инструкции 2, 3 и
4, Альбом    

 3.5 

Ведомость участков пути с износом, превышающим
3-ю и 4-ю степень дефектности                 

 3.6 

Сводная ведомость состояния шпал и скреплений 

 

      ДКИ     

 3.7 

Ведомость нарушений размеров балластной призмы

                 Плановые работы (3) (выполняемые бригадами по текущему содержанию пути)                

 3.8 

Графическая диаграмма параметров ГРК с        
результатами оценки отступлений               

КВЛ-П, ЦНИИ-4,
ДКИ, РПИ,  
путеизмерители-
дефектоскопы 

 

 Инструкции 1 и 2 

 

    ПД,ПЧ    

 3.9 

Ведомость оценки состояния пути (ПУ-32)       

 3.10

Ведомость величин стыковых зазоров и          
температур рельсов                            

 

 

 

 

  ДКИ, ЦНИИ-4 

 

 

 

 

 

 

   Инструкции 2   
Инструкции 3   
Инструкции 4   
Альбом      

 

 

 

 

 

 

 

    ПЧ, П,   
ДИЦДМ    

 3.11

Ведомость регулировки стыковых зазоров        

 3.12

Ведомость подвижек рельсовых нитей (угон пути)

 3.13

Ведомость распределения величин подуклонки    
рельсов (ПР) и наклона поверхности катания    
рельсов (НПК)                                 

 3.14

Ведомость попикетных характеристик ПР и НПК   

 3.15

Ведомость кривых с боковым износом рельсов    
более заданного порога                        

 3.16

Ведомость кривых с наибольшей интенсивностью  
бокового износа рельсов                       

 3.17

Ведомость характеристик расстройства кривых   

 ЦНИИ-4, ДКИ, 
РПИ, КВЛ-П  

 3.18

Карточки кривых                               

 3.19

Ведомость нарушений размеров балластной призмы

 

      ДКИ     

 3.20

Сводная ведомость оценки состояния рельсов и  
стыков                                        

 3.21

Сводная ведомость состояния шпал и скреплений 

                     Комплексные плановые работы (выполняемые машинными комплексами)                    

 3.22

Ведомость статистических характеристик ГРК на 
участке пути                                  

 

ЦНИИ-4, КВЛ-П,
ДКИ     

 

 

   Инструкция 4,  
Альбом, ТУ 3   

 

 

 

 

 

 

    ПЧ, П,   
ДИЦДМ    

 3.23

Ведомость километров, на которых СССП меньше  
порога (величины Упз)                         

 3.24

Ведомость характеристик сверхнормативных      
длинных неровностей в плане и профиле (на     
скоростных линиях)                            

 

  ЦНИИ-4, ДКИ 

 3.25

Ведомость нарушений междупутного расстояния   

 

 

 

 

      ДКИ     

 

 

 

 

 Инструкции 2 и 4,
Альбом      

 3.26

Ведомость показателей состояния поверхности   
катания рельсов                               

 3.27

Ведомость оценки состояния рельсов и стыков   

 3.28

Сводная ведомость состояния шпал и скреплений 

 3.29

Ведомость нарушений размеров балластной призмы

 3.30

Сводная ведомость оценки состояния балластного
слоя и земляного полотна                      

 3.31

Сводная ведомость предотказного состояния     
участка (ПУ-32 предотказ)                     

                                 4. Паспортизация железнодорожного пути                                 

 4.1 

Ведомость паспортных характеристик кривых     

 

 

 

  ЦНИИ-4 ДКИ  

 

 

 

Инструкция 4 ТУ 3,
Положение 2,   
Альбом      

 

 

 

 

 

    ДИЦДМ,   
П, ПЧ    

 4.2 

Карточка модели кривой                        

 4.3 

График продольного профиля с высотными        
отметками                                     

 4.4 

Ведомость элементов продольного профиля пути  

 4.5 

Совмещенный график фактического и паспортного 
(спрямленного) профиля пути с высотными       
отметками                                     

 4.6 

Ведомость элементов плана пути                

 4.7 

Ведомость нарушений габаритов приближения     
строений                                      

 

 

      ДКИ     

 

 

   Инструкция 4,  
Альбом      

 4.8 

Пакет графических форм "Поперечное сечение    
балластной призмы"                            

 4.9 

Пакет графических форм "Поперечное сечение    
земляного полотна"                            

                       5. Предпроектное обследование и планирование ремонтов пути                       

 5.1 

График продольного профиля главного пути с    
высотными отметками                           

 

 

 

 

 ЦНИИ-4, ДКИ, 
РПИ     

 

 

 

 

Инструкция 4 ТУ 3,
Положение 2,   
Альбом      

 

 

 

 

 

 

 

    ДИЦДМ,   
П, ПЧ    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    ДИЦДМ,   
П, ПЧ    

 5.2 

Ведомость элементов продольного профиля пути  

 5.3 

Ведомость характеристик расстройства кривых   

 5.4 

Карточки кривых                               

 5.5 

Ведомость характеристик расстройства кривых   

 5.6 

Ведомость характеристик сверхнормативных      
длинных неровностей в плане и профиле (на     
скоростных линиях)                            

 5.7 

Графическая диаграмма "длинные неровности пути
в профиле и плане"                            

 5.8 

Ведомость элементов плана пути                

 5.9 

Ведомость нарушений габаритов приближения     
строений с пакетом форм "Поперечные сечения   
габаритов" в местах нарушений габарита        

 

 

      ДКИ     

 

 

 

 

 

      ДКИ     

 

 

   Инструкция 4,  
Альбом      

 

 

 

 

   Инструкция 4,  
Альбом      

 5.10

Ведомость оценки состояния габаритов          
приближения строений и междупутных расстояний 

 5.11

Ведомость нарушений размеров балластной призмы
с пакетом графических форм "Поперечное сечение
балластной призмы                             

 5.12

Ведомость нарушений размеров земляного полотна
с пакетом графических форм "Поперечное сечение
земляного полотна"                            

 5.13

Сводная ведомость оценки состояния балластного
слоя и земляного полотна                      

 5.14

Сводная ведомость оценки состояния главных    
путей                                         

 5.15

Ведомость пикетов с повышенной                
деформативностью пути                         

  Нагрузочный 
поезд    

   Инструкция 6   

                             6. Оценка качества проведенных ремонтных работ                             

 6.1 

Путеизмерительная диаграмма с расшифровкой и  
оценкой километров на участке ремонта пути    

 

 

 

  РПИ, КВЛ-П  

 

 

 

ТУ 1, Инструкция 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИЦДМ, ПЧ, ПМС
П, ДИ(2)  

 6.2 

Ведомость отступлений ГРК на участке ремонта  

 6.3 

Ведомость фактических величин ширины колеи и  
уровня                                         

 6.4 

Ведомость статистических характеристик ГРК на 
участке пути                                  

 6.5 

Графическая диаграмма "Показатель СССП"       

 6.6 

График продольного профиля главного пути с    
высотными отметками                           

 

 

 

 

 ЦНИИ-4, РПИ, 
ДКИ     

 

 

 

 

 ТУ 1, Инструкция 
1, Инструкция 4, 
Альбом      

 6.7 

Ведомость элементов продольного профиля пути  

 6.8 

График совмещенного фактического и проектного 
профиля с величинами отклонений               

 6.9 

Ведомость характеристик устройства кривых     
участков пути                                 

 6.10

Карточки кривых на участке ремонта            

 6.11

Графическая диаграмма "длинные неровности пути
в профиле и плане"                            

 6.12

Ведомость элементов плана пути                

 6.13

Ведомость оценки состояния габаритов          
приближения строений и междупутных расстояний 

 

 

 

      ДКИ     

 

 

 

   Инструкция 4,  
Альбом      

 6.14

Ведомость нарушений размеров балластной призмы

 6.15

Ведомость дефектов земляного полотна и        
балластного слоя по данным расшифровки        
радарограмм                                   

 6.16

Сводная ведомость оценки состояния балластного
слоя и земляного полотна                      

 6.17

Сводная ведомость оценки состояния рельсов и  
стыков                                        

 6.18

Ведомость характеристик состояния и устройства
пути после ремонтно-путевых работ (ФПО,       
ФПО-РПИ, ФПО-ДКИ)                             

 ЦНИИ-4, РПИ, 
ДКИ     

 ТУ 1 Инструкция 4
ТУЗ       

  ДИЦДМ, ПЧ, 
ПМС, П, ДИ, 
ЦДИ (2)  


* при наличии соответствующей измерительной аппаратуры на конкретном типе ПС

Примечания:
1) перечень нормативных документов, регламентирующих порядок контроля и оценки состояния пути путеизмерительными средствами, и их сокращений приведен в п. 6.1;
2) на участках реконструкции пути;
3) включая работы по выправке пути в профиле и плане (рихтовка), регулировке зазоров, перешивке и регулировке ширины колеи, одиночной смене рельсов, скреплений и шпал, содержанию балластной призмы и земляного полотна;
4) включая работы по выправке пути в профиле и плане, в том числе по устранению длинных неровностей на скоростных линиях, по перекладке рельсов в кривых, планировке балластной призмы (при необходимости с досыпкой балласта) и обочин земляного полотна.
5.9. Передаваемая в ЕК АСУИ информация подразделяется на:
- выявленные локальные отступления от норм содержания пути (по геометрии колеи, стыкам, неровностям и т.д.), классифицируемые как дефекты содержания пути, включая сверхнормативные отступления от норм содержания пути, требующие ограничения скорости, классифицируемые как неисправности пути;
- статистические характеристики параметра состояния пути (средние величины и среднеквадратические значения) на протяженном отрезке пути, как правило, пикетном отрезке;
- количественными характеристиками положения объекта пути (продольного профиля, кривых, рельсовых плетей и т.д.).
5.10. Выгрузка данных в ЕК АСУИ осуществляется с соответствующих АРМ диагностических средств. Состав и структура выгружаемых данных определяется протоколом программно-информационного интерфейса автоматизированного ввода данных, получаемых путеизмерительным средством и передаваемый в ЕТБ ЕК АСУИ.
5.11. В ЕК АСУИ осуществляется долговременное хранение данных, полученных от разных путеизмерительных средств, результаты паспортизации, прогнозирования изменения состояния пути, планирования реконструкции и ремонта пути, контроля соответствия проектных и фактических параметров установленным условиям эксплуатации (установленным и реализуемым скоростям движения, структуре поездопотока и т.д.), определения эффективности содержания объекта пути на основании данных о фактическом состоянии (стабильности) объектов пути и затраченных средств на их текущее содержание и ремонты с учетом данных по конструкции пути, условиям эксплуатации, выполненным работам и т.д.

6. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ПУТИ ПУТЕИЗМЕРИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ

6.1. Данная инструкция уточняет порядок использования путеизмерительных средств ОАО "РЖД", регламентируемый следующими нормативными документами (в скобках даны сокращения, используемые в таблице 5.1):
- Инструкция по оценке состояния рельсовой колеи путеизмерительными средствами и мерам по обеспечению безопасности движения, ОАО "РЖД", 2013 г. (Инструкция 1).
- Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути, утверждена распоряжением ОАО "РЖД" N 2791р от 29.12.2012 г. (Инструкция 2).
- Правила эксплуатации объектов инфраструктуры, подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных и высокоскоростных пассажирских поездов со скоростями более 140 до 250 км/ч включительно, утверждены распоряжением ОАО "РЖД" N 283р от 13.02. 2012 г. (Правила 1).
- Технические условия на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути, утверждены распоряжением ОАО "РЖД" N 75р от 18.01.2013 г. (ТУ 1).
- Инструкция по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути, утверждена распоряжением ОАО "РЖД" N 2788р от 29.12.2012 г. (Инструкция 3).
Технические указания по шлифовке рельсов, утверждены распоряжением ОАО "РЖД" N 388р от 22.02.2011 г. (ТУ 2)
- Положение о вагоне-путеизмерителе КВЛ-П, утверждено ЦП МПС России в 2001 г. (Положение 1).
- Положение по оценке фактических параметров устройства кривых участков пути вагонами-путеизмерителями, расчету рациональных параметров устройства кривых для их паспортизации, ЦПТ-46/2, утверждено ОАО "РЖД" 19.03.2009 г. (Положение 2).
- Положение об организации промеров станционных путей и стрелочных переводов и эксплуатации путеизмерительных тележек в путевом хозяйстве, утверждена распоряжением ОАО "РЖД" N 77р от 22.01.2007 г. (Положение 3).
- Технические указания по определению и использованию характеристик устройства и состояния пути, получаемых путеобследовательскими станциями ЦНИИ-4 (ЦПТ-46/15), утверждены ОАО "РЖД" в 2008 г. (ТУ 3).
- Инструкция по оценке состояния инфраструктуры с использованием новых диагностических средств комплексной диагностики инфраструктуры ОАО "РЖД" (ИНТЕГРАЛ, ЭРА), утверждена распоряжением ОАО "РЖД" N 2615р от 05.12.2011 г. (Инструкция 4).

Примечание редакции.
Очевидно, в тексте документа допущена опечатка. Вместо "N 2276р" следует читать "N 2776р".

- Инструкция о порядке применения путеизмерителя "РПИ" для диагностирования железнодорожного пути, утверждена распоряжением ОАО "РЖД" N 2276р от 29.12. 2012 г. (Инструкция 5).
- Инструкция по оценке деформативности подрельсового основания нагрузочным поездом, утверждена распоряжением ОАО "РЖД" N 1648р от 15.08. 2012 г. (Инструкция 6).
- Альбом выходных документов (ведомостей и графиков) представления и оценки характеристик объектов железнодорожного пути с использованием ДКИ ИНТЕГРАЛ и ЭРА в зависимости от решаемых задач, утвержден распоряжением ОАО "РЖД" N 2773р от 29.12.2012 г. (Альбом).
6.2. При введении в действие настоящая Инструкция не отменяет ни один из существующих нормативно-технических документов, а служит дополнением к действующим документам - Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути [4] и Инструкции по расшифровке лент и оценке состояния рельсовой колеи по показаниям путеизмерительного вагона ЦНИИ-2 и мерам по обеспечению безопасности движения поездов [27].

Перечень нормативных документов

1. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утверждены приказом Минтранса России от 21.12.2010 г. N 286.
2. Положение о системе ведения путевого хозяйства ОАО "Российские железные дороги", утверждено распоряжением ОАО "РЖД" N 857р от 02.05.2012 г.
3. Технические условия на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути, утверждены распоряжением ОАО "РЖД" N 75р от 18.01.2013 г.
4. Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути, утверждена распоряжением ОАО "РЖД" N 2791р от 29.12.2012 г.
5. Инструкция по оценке состояния рельсовой колеи путеизмерительными средствами и мерам по обеспечению безопасности движения, ОАО "РЖД", 2013 г.
6. Дополнительные нормативы по оценке состояния рельсовой колеи путеизмерительными средствами и мерам по обеспечению безопасности движения, утверждены Распоряжением ОАО "РЖД" N 2650р от 20.12.2010 г.
7. Положение по оценке фактических параметров устройства кривых участков пути вагонами-путеизмерителями, расчету рациональных параметров устройства кривых для их паспортизации (ЦПТ-46/2), утверждено ОАО "РЖД" 19.03.2009 г.
8. Инструкция по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути, утверждена распоряжением ОАО "РЖД" N 2788р от 29.12.2012 г.
9. Инструкция по устройству специальных и контрольных участков пути и проведению настройки диагностических комплексов контроля инфраструктуры (ДКИ) "ЭРА" и "ИНТЕГРАЛ", утверждена распоряжением ОАО "РЖД" N 1851р от 13.09.2012 г.
10. Инструкция по оценке состояния инфраструктуры с использованием новых диагностических средств комплексной диагностики инфраструктуры ОАО "РЖД" (ИНТЕГРАЛ, ЭРА), утверждена распоряжением ОАО "РЖД" N 2615р от 05.12.2011 г.
11. Альбом выходных документов (ведомостей и графиков) представления и оценки характеристик объектов железнодорожного пути с использованием ДКИ ИНТЕГРАЛ и ЭРА в зависимости от решаемых задач, утвержден распоряжением ОАО "РЖД" N 2773р от 29.12.2012 г.
12. Технические указания по шлифовке рельсов, утверждены распоряжением ОАО "РЖД" N 388р от 22.02.2011 г.
13. Нормативно-техническая документация. Классификация дефектов рельсов НТД/ЦП-1-93. Каталог дефектов рельсов НТД/ЦП-2-93. Признаки дефектных и остродефектных рельсов НТД/ЦП-3-93, утверждены МПС России 22.03.1993 г.
14. Дополнительные нормативы оценки бокового износа рельсов, утверждены распоряжением ОАО "РЖД" N 1317р от 16.06.2011 г. "Об усилении контроля за боковым износом рельсов в кривых участках пути".
15. Инструкция по применению габаритов приближения строений ГОСТ 9238-83, ЦП-4425, утверждена ЦП МПС 18.11.1986 г.
16. Положение о вагоне-путеизмерителе КВЛ, утверждено ЦП МПС России в 2001 г.
17. Инструкция о порядке применения путеизмерителя "РПИ" для диагностирования железнодорожного пути, утверждена распоряжением ОАО "РЖД" N 2776р от 29.12. 2012 г.
18. Технические указания по определению и использованию характеристик устройства и состояния пути, получаемых вагонами-путеобследовательскими станциями ЦНИИ-4, ЦПТ-46/15, утверждены ОАО "РЖД" 01.11.2008 г.
19. Технические указания по ведению шпального хозяйства с железобетонными шпалами, ЦПТ-17, утверждены 17.12.2004 г.
20. Инструкция по содержанию и ремонту деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев железных дорог колеи 1520 мм, ЦП-410, утверждена 11.12.1996 г.
21. Инструкция по содержанию земляного полотна железнодорожного пути, ЦП-544, утверждена ЦП МПС 30.03.1998 г.
22. Положение по оценке состояния и содержания земляного полотна, утверждено МПС России 25.08.1999 г., Москва, Транспорт, 2000 г.
23. Инструкция по оценке деформативности подрельсового основания нагрузочным поездом, утверждена распоряжением ОАО "РЖД" N 1648р от 05.08.2012 г.
24. Единая корпоративная автоматизированная система управления инфраструктурой (ЕК АСУИ). Система оценки и прогнозирования состояния объектов инфраструктуры (СОПС). Первая очередь. Хозяйство пути и сооружений. Техническое задание. ОАО "РЖД".
25. Инструкция по автоматизированному определению, анализу, оценке и использованию в ЕК АСУИ дополнительных параметров устройства и состояния объектов железнодорожного пути, контролируемых ДКИ ЭРА и ИНТЕГРАЛ. Первая редакция части I. ОАО ВНИИЖТ. 2013 г.
26. Инструкция о порядке мониторинга параметров устройства и содержания пути по данным диагностических средств, утверждена распоряжением ОАО "РЖД" N 2762р от 29.12.2012 г.
27. Инструкция по расшифровке лент и оценке состояния рельсовой колеи по показаниям путеизмерительного вагона ЦНИИ-2 и мерам по обеспечению безопасности движения поездов, ЦП-515, утверждена МПС России 14.10.1997 г.