ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 сентября 2013 г. N 1981р

О ВВОДЕ В ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ЛИНЕЙНОЙ МАССЫ РЕЛЬСОВ, ИЗЫМАЕМЫХ ИЗ ПУТИ ПРИ ВСЕХ ВИДАХ РЕМОНТНО-ПУТЕВЫХ РАБОТ И ТЕКУЩЕМ СОДЕРЖАНИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ В ФИЛИАЛАХ ОАО "РЖД"

В целях повышения эффективности применения материалов верхнего строения пути, их рационального использования, совершенствования системы планирования образования лома и отходов черных металлов при осуществлении хозяйственной деятельности ОАО "РЖД":
1. Утвердить и ввести в действие с 1 октября 2013 года прилагаемые Нормативные значения линейной массы рельсов, изымаемых из пути при всех видах ремонтно-путевых работ и текущем содержании железнодорожного пути в филиалах ОАО "РЖД" N ПКТБ ЦУНР/ЦУНР-16.1.0049-12.
2. Руководителям департаментов и филиалов ОАО "РЖД" довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников и обеспечить использование нормативных значений при планировании и выполнении работ при реконструкции (модернизации) и текущем содержании железнодорожного пути.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Центральной дирекции инфраструктуры Супруна В.Н. и начальника Центральной дирекции по ремонту пути Пименова И.Я.

Первый вице-президент ОАО "РЖД"
В.Н. Морозов

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением ОАО "РЖД"
от 16.09.2013 г. N 1981р

НОРМАТИВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ЛИНЕЙНОЙ МАССЫ РЕЛЬСОВ, ИЗЫМАЕМЫХ ИЗ ПУТИ ПРИ ВСЕХ ВИДАХ РЕМОНТНО-ПУТЕВЫХ РАБОТ И ТЕКУЩЕМ СОДЕРЖАНИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ В ФИЛИАЛАХ ОАО "РЖД"

ПКТБ ЦУНР/ЦУНР-16.1.0049-12

Наименование
типа рельсов

  ГОСТ 

    Марка   
металла  

Категория,
вид или 
марка лома

   Вес  
рельсов,
кг/м  

  Коэффицент 
износа   
рельсов,  
Киз     

Нормативное
значение 
веса   
рельсов,кг/м

 Примечание

      1     

   2   

      3     

     4    

    5   

      6      

     7     

     8     

                         I группа годности рельсов (I, I-П, I-IIIП группы)                        

  Рельс Р75 

 ГОСТ Р
51685-
2000 

 М76В, Э76Ф,
М76Т, К76Т 

     -    

  74,600

    0,973    

   72,615  

 

  Рельс Р65 

 ГОСТ Р
51685-
2000 

 М76В, Э76Ф,
М76Т, К76Т 

     -    

  64,880

    0,973    

   63,145  

 

 Рельс Р65К 

 ГОСТ Р
51685-
2000 

 М76В, Э76Ф,
М76Т, К76Т 

     -    

  64,670

    0,973    

   62,924  

 

  Рельс Р50 

 ГОСТ Р
51685-
2000 

 М76В, Э76Ф,
М76Т, К76Т 

     -    

  51,800

    0,966    

   50,053  

 

  Рельс Р43 

  ГОСТ 
7173-54

 М76В, Э76Ф,
М76Т, К76Т 

     -    

  44,653

    0,963    

   43,022  

 

                           II группа годности (II, II-П, II-IIIП группы)                          

  Рельс Р75 

 ГОСТ Р
51685-
2000 

 М76В, Э76Ф,
М76Т, К76Т 

     -    

  74,600

    0,972    

   72,513  

 

  Рельс Р65 

 ГОСТ Р
51685-
2000 

 М76В, Э76Ф,
М76Т, К76Т 

     -    

  64,880

    0,971    

   62,993  

 

 Рельс Р65К 

 ГОСТ Р
51685-
2000 

 М76В, Э76Ф,
М76Т, К76Т 

     -    

  64,670

    0,971    

   62,795  

 

                                  IV группа годности (металлолом)                                 

  Рельс Р75 

 ГОСТ Р
51685-
2000 

 М76В, Э76Ф,
М76Т, К76Т 

 Р-4, 5АР 

  74,600

    0,929    

   69,307  

 

  Рельс Р65 

 ГОСТ Р
51685-
2000 

 М76В, Э76Ф,
М76Т, К76Т 

 Р-4, 5АР 

  64,880

    0,919    

   59,651  

 

 Рельс Р65К 

 ГОСТ Р
51685-
2000 

 М76В, Э76Ф,
М76Т, К76Т 

 Р-4, 5АР 

  64,670

    0,919    

   59,432  

 

  Рельс Р50 

 ГОСТ Р
51685-
2000 

 М76В, Э76Ф,
М76Т, К76Т 

 Р-4, 5АР 

  51,800

    0,935    

   48,437  

 

  Рельс Р43 

  ГОСТ 
7173-54

 М76В, Э76Ф,
М76Т, К76Т 

 Р-4, 5АР 

 44,653 

    0,927    

   41,395  

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К НОРМАТИВНЫМ ЗНАЧЕНИЯМ ЛИНЕЙНОЙ МАССЫ РЕЛЬСОВ, ИЗЫМАЕМЫХ ИЗ ПУТИ ПРИ ВСЕХ ВИДАХ РЕМОНТНО-ПУТЕВЫХ РАБОТ И ТЕКУЩЕМ СОДЕРЖАНИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ В ФИЛИАЛАХ ОАО "РЖД"

Настоящие "Нормативные значения линейной массы рельсов, изымаемых из пути при всех видах ремонтно-путевых работ и текущем содержании железнодорожного пути" (далее - Нормативные значения) рассчитаны с учетом вертикального и бокового износов головки рельса, которые являются основной причиной потери металла в ходе эксплуатации железнодорожного пути. Величины вертикального и бокового износов приняты в соответствии с "Инструкцией по применению старогодных материалов верхнего строения пути", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 10 февраля 2012 г. N 272р.
Нормативные значения распространяются на бывшие в эксплуатации рельсы, изымаемые из пути при всех видах ремонтно-путевых работ и текущем содержании пути.
Вес одного метра старогодного рельса рассчитывается через разницу между исходным весом рельса и изношенной частью, масса которой рассчитывается через площади сечения.
Расчет линейной массы изношенных рельсов выполнен при условии постоянной величины вертикального и бокового износов головки рельса по всей его длине. В соответствии с геометрическими параметрами износа рельсов по группам годности выполнен расчет среднего арифметического значения массы рельсов I, II группы годности и IV группы годности (металлолом), которые являются нормативными значениями веса рельса длиной в один метр.
Расчет площади сечения изношенного рельса производился в программе "КОМПАС". Были смоделированы различные случаи износа головки рельса и высчитаны точные площади изношенной части рельса (табл. 1, рис. 1). Так же была произведена фактическая проверка данной методики расчета по набору статистических данных, предоставленных Центральной дирекцией инфраструктуры - филиалом ОАО "РЖД". Фактические измерения весовых и качественных (величины вертикального и бокового износа) характеристик старогодных рельсов и графическое моделирование показали, что предлагаемые нормативные значения веса старогодных рельсов соответствуют действительности и могут быть приняты для использования и совершенствования системы планирования и учета.

См. Рисунок 1 - Графический расчет площади сечения изношенной части рельса Р65 ГОСТ Р 51685-2000 при различных величинах износа

Таблица 1 - Расчетные значения веса одного метра рельса Р65 ГОСТ Р 51685-2000 при различных износах

    Группа   
годности  
рельсов   

 

  Боковой 
износ, мм

 

Вертикальный
износ, мм 

     Площадь    
изношенной части
профиля рельса,
кв.мм     

 Расчетная масса
определенная  
графически, кг 

 Новый рельс 

     0    

      0     

        -       

     64,880     

      I      

     3    

      3     

    220,8299    

     63,145     

      II     

     4    

      3     

    240,2566    

     62,993     

      IV     

     8    

      8     

    666,0467    

     59,651     

 Максимально 
изношенный 

    18    

      8     

    914,7759    

     57,698     

Весовые характеристики рельсов I и II групп годности служат для обращения рельсов при проведении всех видов ремонтно-путевых работ и текущем содержании пути, а так же перевода из физических величин длин в физические величины массы и наоборот.
Весовые характеристики IV группы годности (металлолом) необходимы также для планирования объемов образования лома черных металлов при проведении всех видов ремонтно-путевых работ и текущем содержании пути.
Расчет объемов образования лома черных металлов при демонтаже рельсов различных типов производится следующим образом:

                             Q    = SUM    q    * l  ;             (1)
р-4      р-4  р-4    i

    где,  Q     -  объем  образования  лома  рельсов  IV  группы годности (металлолом) при
р-4
демонтаже рельсов, т;
Р-4 - категория черного лома рельсов (IV группа годности); i - тип рельса;
q     -  объем  образования  черного  лома  Р-4  с  одного километра нити данного типа
р-4
рельсов, т/км;
l   - общая длина нити рельсов определенного типа перешедших в лом черных металлов при
j
демонтаже, км.

Пример 1.
Расчет объемов образования лома черных металлов категории Р-4 при изъятие и переводе рельсов в IV группу годности в 2013 году на Горьковской железной дороге. В IV группу годности в 2013 году на Горьковской железной дороге было отнесено 23 км пути рельсов типа Р50, 232 км пути рельсов типа Р65 и 15 км пути рельсов типа Р75.
Объем образования лома категории Р-4 при демонтаже и разборке одного километра нити рельсов типов Р50, Р65, Р75 верхнего строения железнодорожного пути равен 48,437; 59,651 и 69,307 т/км нити соответственно.
Объем образования лома категории Р-4 при отгрузке в лом в 2013 году на Горьковской железной дороге, составит:

    Q    = q         * l   + q        * l    + q       * l     =
р-4    р-4, р50    р50   р-4,р65    p65    р-4,р75   р75

    = 48,437 * 46 + 59,651 * 464 + 69,307 * 30 = 31985,376 m

Объем образования лома черных металлов категории Р-4 с одного километра нити определенного типа рельса устанавливается на основании нормативных значений, расчет которых производиться по ниже следующей формуле и используется в дальнейших расчетах в кратных величинах:

                                  q      = b * Киз;                   (2)
р-4,i    i

    где,  q     -  объем образования черного лома Р-4 с одного километра нити данного типа
р-4
рельсов, т/км;
Р-4 - категория черного лома рельсов (IV группа годности);
i - тип рельса;
b   -  масса  одного километра нити данного типа неизношенных рельсов в соответствии с
i
ГОСТом, т/км;
Киз - коэффициент износа различных типов и групп годности рельсов.
Коэффициент износа - представляющий собой отношение массы изношенного рельса, в зависимости от группы годности, к теоретической массе нового рельса в соответствии с ГОСТ, безразмерная величина.
Нормативные значения весовых характеристик рельсов различных групп годности в филиалах ОАО"РЖД" представлены в Приложении N 1, заполненном следующим образом.
В столбце 1 указывается наименование типа рельсов.
В столбце 2 указывается ГОСТ, в соответствии с которым производится данный тип рельса.
В столбце 3 указывается марка металла, из которой произведены данные типы рельсов.
В столбце 4 указывается категория, вид или марка лома рельсов.
В столбце 5 указывается вес погонного метра нового рельса в соответствие с ГОСТ, кг/м.
В столбце 6 указывается коэффициент износа рельсов, Киз.
В столбце 7 указывается нормативное значение веса погонного метра изношенных рельсов, кг/м.
В столбце 8 указываются примечания.