ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 сентября 2013 г. N 1981р
О ВВОДЕ В ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ЛИНЕЙНОЙ МАССЫ РЕЛЬСОВ, ИЗЫМАЕМЫХ ИЗ ПУТИ ПРИ ВСЕХ ВИДАХ РЕМОНТНО-ПУТЕВЫХ РАБОТ И ТЕКУЩЕМ СОДЕРЖАНИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ В ФИЛИАЛАХ ОАО "РЖД"
В целях повышения эффективности применения материалов верхнего строения пути, их рационального использования, совершенствования системы планирования образования лома и отходов черных металлов при осуществлении хозяйственной деятельности ОАО "РЖД":
1. Утвердить и ввести в действие с 1 октября 2013 года прилагаемые Нормативные значения линейной массы рельсов, изымаемых из пути при всех видах ремонтно-путевых работ и текущем содержании железнодорожного пути в филиалах ОАО "РЖД" N ПКТБ ЦУНР/ЦУНР-16.1.0049-12.
2. Руководителям департаментов и филиалов ОАО "РЖД" довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников и обеспечить использование нормативных значений при планировании и выполнении работ при реконструкции (модернизации) и текущем содержании железнодорожного пути.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Центральной дирекции инфраструктуры Супруна В.Н. и начальника Центральной дирекции по ремонту пути Пименова И.Я.
Первый вице-президент ОАО "РЖД"
В.Н. Морозов
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением ОАО "РЖД"
от 16.09.2013 г. N 1981р
НОРМАТИВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ЛИНЕЙНОЙ МАССЫ РЕЛЬСОВ, ИЗЫМАЕМЫХ ИЗ ПУТИ ПРИ ВСЕХ ВИДАХ РЕМОНТНО-ПУТЕВЫХ РАБОТ И ТЕКУЩЕМ СОДЕРЖАНИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ В ФИЛИАЛАХ ОАО "РЖД"
ПКТБ ЦУНР/ЦУНР-16.1.0049-12
Наименование | ГОСТ | Марка | Категория, | Вес | Коэффицент | Нормативное | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I группа годности рельсов (I, I-П, I-IIIП группы) | |||||||
Рельс Р75 | ГОСТ Р | М76В, Э76Ф, | - | 74,600 | 0,973 | 72,615 |
|
Рельс Р65 | ГОСТ Р | М76В, Э76Ф, | - | 64,880 | 0,973 | 63,145 |
|
Рельс Р65К | ГОСТ Р | М76В, Э76Ф, | - | 64,670 | 0,973 | 62,924 |
|
Рельс Р50 | ГОСТ Р | М76В, Э76Ф, | - | 51,800 | 0,966 | 50,053 |
|
Рельс Р43 | ГОСТ | М76В, Э76Ф, | - | 44,653 | 0,963 | 43,022 |
|
II группа годности (II, II-П, II-IIIП группы) | |||||||
Рельс Р75 | ГОСТ Р | М76В, Э76Ф, | - | 74,600 | 0,972 | 72,513 |
|
Рельс Р65 | ГОСТ Р | М76В, Э76Ф, | - | 64,880 | 0,971 | 62,993 |
|
Рельс Р65К | ГОСТ Р | М76В, Э76Ф, | - | 64,670 | 0,971 | 62,795 |
|
IV группа годности (металлолом) | |||||||
Рельс Р75 | ГОСТ Р | М76В, Э76Ф, | Р-4, 5АР | 74,600 | 0,929 | 69,307 |
|
Рельс Р65 | ГОСТ Р | М76В, Э76Ф, | Р-4, 5АР | 64,880 | 0,919 | 59,651 |
|
Рельс Р65К | ГОСТ Р | М76В, Э76Ф, | Р-4, 5АР | 64,670 | 0,919 | 59,432 |
|
Рельс Р50 | ГОСТ Р | М76В, Э76Ф, | Р-4, 5АР | 51,800 | 0,935 | 48,437 |
|
Рельс Р43 | ГОСТ | М76В, Э76Ф, | Р-4, 5АР | 44,653 | 0,927 | 41,395 |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К НОРМАТИВНЫМ ЗНАЧЕНИЯМ ЛИНЕЙНОЙ МАССЫ РЕЛЬСОВ, ИЗЫМАЕМЫХ ИЗ ПУТИ ПРИ ВСЕХ ВИДАХ РЕМОНТНО-ПУТЕВЫХ РАБОТ И ТЕКУЩЕМ СОДЕРЖАНИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ В ФИЛИАЛАХ ОАО "РЖД"
Настоящие "Нормативные значения линейной массы рельсов, изымаемых из пути при всех видах ремонтно-путевых работ и текущем содержании железнодорожного пути" (далее - Нормативные значения) рассчитаны с учетом вертикального и бокового износов головки рельса, которые являются основной причиной потери металла в ходе эксплуатации железнодорожного пути. Величины вертикального и бокового износов приняты в соответствии с "Инструкцией по применению старогодных материалов верхнего строения пути", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 10 февраля 2012 г. N 272р.
Нормативные значения распространяются на бывшие в эксплуатации рельсы, изымаемые из пути при всех видах ремонтно-путевых работ и текущем содержании пути.
Вес одного метра старогодного рельса рассчитывается через разницу между исходным весом рельса и изношенной частью, масса которой рассчитывается через площади сечения.
Расчет линейной массы изношенных рельсов выполнен при условии постоянной величины вертикального и бокового износов головки рельса по всей его длине. В соответствии с геометрическими параметрами износа рельсов по группам годности выполнен расчет среднего арифметического значения массы рельсов I, II группы годности и IV группы годности (металлолом), которые являются нормативными значениями веса рельса длиной в один метр.
Расчет площади сечения изношенного рельса производился в программе "КОМПАС". Были смоделированы различные случаи износа головки рельса и высчитаны точные площади изношенной части рельса (табл. 1, рис. 1). Так же была произведена фактическая проверка данной методики расчета по набору статистических данных, предоставленных Центральной дирекцией инфраструктуры - филиалом ОАО "РЖД". Фактические измерения весовых и качественных (величины вертикального и бокового износа) характеристик старогодных рельсов и графическое моделирование показали, что предлагаемые нормативные значения веса старогодных рельсов соответствуют действительности и могут быть приняты для использования и совершенствования системы планирования и учета.
См. Рисунок 1 - Графический расчет площади сечения изношенной части рельса Р65 ГОСТ Р 51685-2000 при различных величинах износа
Таблица 1 - Расчетные значения веса одного метра рельса Р65 ГОСТ Р 51685-2000 при различных износах
Группа |
Боковой |
Вертикальный | Площадь | Расчетная масса |
Новый рельс | 0 | 0 | - | 64,880 |
I | 3 | 3 | 220,8299 | 63,145 |
II | 4 | 3 | 240,2566 | 62,993 |
IV | 8 | 8 | 666,0467 | 59,651 |
Максимально | 18 | 8 | 914,7759 | 57,698 |
Весовые характеристики рельсов I и II групп годности служат для обращения рельсов при проведении всех видов ремонтно-путевых работ и текущем содержании пути, а так же перевода из физических величин длин в физические величины массы и наоборот.
Весовые характеристики IV группы годности (металлолом) необходимы также для планирования объемов образования лома черных металлов при проведении всех видов ремонтно-путевых работ и текущем содержании пути.
Расчет объемов образования лома черных металлов при демонтаже рельсов различных типов производится следующим образом:
Q = SUM q * l ; (1)
р-4 р-4 р-4 i
где, Q - объем образования лома рельсов IV группы годности (металлолом) при
р-4
демонтаже рельсов, т;
Р-4 - категория черного лома рельсов (IV группа годности); i - тип рельса;
q - объем образования черного лома Р-4 с одного километра нити данного типа
р-4
рельсов, т/км;
l - общая длина нити рельсов определенного типа перешедших в лом черных металлов при
j
демонтаже, км.
Пример 1.
Расчет объемов образования лома черных металлов категории Р-4 при изъятие и переводе рельсов в IV группу годности в 2013 году на Горьковской железной дороге. В IV группу годности в 2013 году на Горьковской железной дороге было отнесено 23 км пути рельсов типа Р50, 232 км пути рельсов типа Р65 и 15 км пути рельсов типа Р75.
Объем образования лома категории Р-4 при демонтаже и разборке одного километра нити рельсов типов Р50, Р65, Р75 верхнего строения железнодорожного пути равен 48,437; 59,651 и 69,307 т/км нити соответственно.
Объем образования лома категории Р-4 при отгрузке в лом в 2013 году на Горьковской железной дороге, составит:
Q = q * l + q * l + q * l =
р-4 р-4, р50 р50 р-4,р65 p65 р-4,р75 р75
= 48,437 * 46 + 59,651 * 464 + 69,307 * 30 = 31985,376 m
Объем образования лома черных металлов категории Р-4 с одного километра нити определенного типа рельса устанавливается на основании нормативных значений, расчет которых производиться по ниже следующей формуле и используется в дальнейших расчетах в кратных величинах:
q = b * Киз; (2)
р-4,i i
где, q - объем образования черного лома Р-4 с одного километра нити данного типа
р-4
рельсов, т/км;
Р-4 - категория черного лома рельсов (IV группа годности);
i - тип рельса;
b - масса одного километра нити данного типа неизношенных рельсов в соответствии с
i
ГОСТом, т/км;
Киз - коэффициент износа различных типов и групп годности рельсов.
Коэффициент износа - представляющий собой отношение массы изношенного рельса, в зависимости от группы годности, к теоретической массе нового рельса в соответствии с ГОСТ, безразмерная величина.
Нормативные значения весовых характеристик рельсов различных групп годности в филиалах ОАО"РЖД" представлены в Приложении N 1, заполненном следующим образом.
В столбце 1 указывается наименование типа рельсов.
В столбце 2 указывается ГОСТ, в соответствии с которым производится данный тип рельса.
В столбце 3 указывается марка металла, из которой произведены данные типы рельсов.
В столбце 4 указывается категория, вид или марка лома рельсов.
В столбце 5 указывается вес погонного метра нового рельса в соответствие с ГОСТ, кг/м.
В столбце 6 указывается коэффициент износа рельсов, Киз.
В столбце 7 указывается нормативное значение веса погонного метра изношенных рельсов, кг/м.
В столбце 8 указываются примечания.